Город Усть-Каменогорск Сегодня

19 апреля Пятница 2024, 14:03

Что важнее: здоровье детей или их образование?

12:30 5 Февраль 2022
0
Что важнее: здоровье детей или их образование?

Во второй половине января, в связи с ростом заражений коронавирусом, в ВКО вновь отправили всех учеников в онлайн-режим. Но на этот раз реакция общественности была негативной. Появилась даже родительская петиция за возврат детей в классы. Как относятся к "дистанционке" родители, учителя и дети? Что тревожит пап и мам? Помогают ли санитарные меры избежать заражения в школе, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Право на образование

В январе нынешнего года школьники ВКО не учились полноценно. Вначале каникулы внезапно продлились до 17 января в связи с прошедшими по стране политическими событиями. Но когда пришла пора садиться за парты, подоспело новое постановление главного санитарного врача ВКО, отправившего на "дистанционку" учеников всех школ, включая малокомплектные. Исключение сделали только для выпускников 9 и 11 классов, которым было позволено заниматься с учителем в классе.

Следует заметить, что новые ограничения были введены в области, что называется, превентивно. Штамм "омикрон" с мутировавшим спайк-белком, легче проникающим в клетки, в ВКО до сих пор не регистрировался. Но детей на всякий случай снова отправили учиться по домам.

Родители отреагировали на возврат "дистанционки" петицией на имя Президента РК Касым-Жомарта Токаева. К слову, они просто последовали примеру предпринимателей, которые несколькими днями ранее выдвинули областным властям ультиматум, требуя вернуть им возможность работать. И добились существенных послаблений. Теперь общественность требует обеспечить конституционное право учащихся на получение качественного образования. Главный аргумент: "дистанционка" не обеспечивает должное качество знаний и компетенций учеников.

За и против

Мы решили провести собственное исследование, чтобы выяснить, как относятся к "дистанционке" наши земляки. Нами был инициирован публичный опрос в соцсетях, в котором за четыре дня проголосовали 129 человек. Ещё 242 человека оставили по этому поводу свои комментарии на нашей странице в Instagram. Такая реакция свидетельствует, что эта проблема и впрямь волнует восточноказахстанцев.

Лидирует среди опрошенных та же точка зрения, что обозначена в петиции. Требование вернуть детей в классы поддержали 55 процентов участников (71 человек). Следует, однако, отметить, что эта позиция не является безусловной. 31 процент респондентов (40 человек) высказались за то, что здоровье детей важнее, поэтому лучше подержать их на "дистанционке", пока существует опасность заражения.

В опросе была также возможность для учителей высказать свою точку зрения. Шесть педагогов выбрали вариант ответа: "Дистанционное обучение — это профанация учебного процесса". Ещё семеро посетовали на то, что онлайн-режим вынуждает их оставаться на связи, принимать работы учащихся, давать консультации практически круглые сутки. Они также хотели бы вернуться к нормальному режиму занятий.

Свою точку зрения на "дистанционку" высказали также пятеро учеников. Все они заявили, что в онлайн-режиме им заниматься удобнее. За возвращение в школу не проголосовал ни один школьник.

Как видим, с учётом мнения учителей и учащихся соотношение голосов против дистанционного обучения выглядит ещё более внушительным.

Спиритический сеанс по математике

Громче всех против возвращения на "удалёнку" протестуют родители начальных классов. Проблемы тут сплошные. Не все покупают малышам дорогие гаджеты с доступом в интернет. Поэтому выходить в Сеть приходится, когда мама со смартфоном приходит с работы. Ещё одна трудность в том, что младшие школьники ещё не имеют учебных навыков, чтобы работать самостоятельно. Соответственно возрасту, у них неразвито произвольное внимание, они нуждаются в контроле взрослых даже просто для того, чтобы присутствовать на онлайн-уроке.

— Это не урок, а спиритический сеанс какой-то, — возмущается мама первоклассницы Риммы. — Только и слышно, как учитель выкликает: "Маша, ты здесь? Саша, ты нас слышишь?" Учитель вещает из школы. Интернет никакой, постоянно вылетает. У детей радость: "Ура! Людмилу Петровну выкинуло!"

Слышимость такая, что языковые предметы нормально невозможно учить — звук искажается, дети не слышат, как правильно произносить.

— С логопедом работаем онлайн: "Что-то Рита с ответом тормозит! А, нет, извините, это связь тормозит! А ты точно звук "к" сказала?" — делится другая мама.

Чтобы обеспечить контроль родителей, некоторые учителя устраивают уроки в вечернее время. Но разве может ребёнок семи лет продуктивно изучать математику после 19 часов?

— Если ZOOM-конференция начинается вечером, то заканчивается она уже в девятом часу. Я уже не могу, придя с работы, сделать с дочерью уроки, — констатирует мама Риммы. — Я вынуждена опаздывать на работу, отпрашиваться, выкручиваться, чтобы успеть сделать их с утра. Хорошо, что у меня работодатель терпеливый! На другой работе меня бы давно уволили.

Учебная нагрузка, которая при обычном режиме распределяется между классной и домашней работой с возможностью отдыха между ними, концентрируется в определённые — чаще всего вечерние часы. Дети устают, теряют внимание, делают ошибки. Доступность образования оказывается в зависимости от загруженности родителей, наличия гаджетов для выхода в интернет. От родительской ответственности, в конце концов. К тому же за два года взрослые поняли, что не так-то просто объяснить учебный материал школьнику. Да и не хватает их собственных знаний для того, чтобы заменить собственному ребёнку учителя по всем предметам. А оценки далеко не соответствуют качеству усвоения.

— На "дистанционке" дети всё время списывают, — возмущается отец восьмиклассницы Насти. — Это не в классе — глаза в глаза, когда учитель видит шпаргалку. В онлайн-режиме это не проконтролируешь. Все СОРы и СОЧи выполняются при помощи интернета. В голове при этом ничего не откладывается.

Жизнь в телефоне

Тревогу родителей вызывают также личностные изменения, происходящие у детей в отрыве от школьного коллектива. Восьмиклассница Аня всегда была активной и общительной девочкой, занималась спортом.

— Дочь до "дистанционки" неплохо училась, — рассказывает Анина мама. — Но сейчас начинаются проблемы. Отсутствие прямого контакта с преподавателем не даёт возможности спросить. Понял — не понял. Делаю — не делаю. Или делаю что попало. Всё общение ушло в телефон. Даже не созваниваются, просто переписываются. Раньше с подружками регулярно гуляла во дворе, в гости к ним ходила. Теперь пропал интерес живого общения. Стала вялая, безынициативная. Контактов нет, увлечений нет. Вся жизнь в телефоне.

Восьмиклассник Пётр по характеру интроверт. Ему легче работать в одиночестве, поэтому дистанционное обучение он воспринял с энтузиазмом. Парень добросовестно выполняет все задания. Оценки у него по-прежнему хорошие и отличные, но его мать не спешит радоваться.

— Все эти метания из класса на "дистанционку" и обратно очень дезорганизуют детей, — констатирует мама Петра. — Ни занятий нормальных, ни общения. Сын хотел заняться спортом, но при таком режиме, когда занятия то с утра, то с обеда, совершенно невозможно попасть в расписание секции.

Родителей тревожит, что без школы дети утрачивают желание развиваться, искать новые увлечения, прилагать усилия, чтобы добиться результата в любом деле.

Риск существует?

Но так ли уж необходима "дистанционка" в сегодняшней ситуации? По данным управления здравоохранения ВКО на 31 января, занятость коечного фонда в инфекционных отделениях составляла 17,6 процента. Не так уж много. Но при этом эпидемиологи области констатируют, что только за первый месяц 2022 года коронавирус подхватил 181 ребёнок.

— "Омикрон" особо опасен для детей и подростков. У них он диагностируется намного чаще, чем другие варианты SARS-CoV-2, — отмечают в ДСЭК. — При "омикроне" течение болезни у детей отличается от других штаммов. Если при "дельте" число госпитализаций в мире среди данной возрастной категории составляло четыре – пять процентов, то при "омикроне" оно составляет 16 процентов.

Врачи предупреждают, что в группе риска находятся дети с генетическими, неврологическими, метаболическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями, врожденными пороками сердца, ожирением, сахарным диабетом, астмой или другими хроническими заболеваниями легких, серповидноклеточной анемией, иммуносупрессией, а также малыши в возрасте до трех лет.

Мы поинтересовались у учителей, действительно ли сегодня дети заражаются больше. На наши вопросы согласился ответить завуч одной из школ областного центра, пожелавший сохранить инкогнито.

— В одиннадцатых классах, где я работаю, за неделю заболели девять человек, по два – три человека ежедневно, — рассказывает наш собеседник. — То есть дети действительно заболевают. При этом у нас все санитарные нормы соблюдаются. Дети реально сидят в этих масках. Работает рециркулятор, который громыхает, как танк. Проветриваем регулярно. Мы не махнули рукой: ходим, проверяем.

Завуч высказал мнение, что возврат к "дистанционке" в этих условиях был оправданным. Разве что несколько преждевременным, что и породило волну негатива.

— Надо было сажать чуть позже, — замечает наш собеседник. — Предупредить население, что болезнь набирает обороты, санитарные службы мониторят ситуацию. Судя по количеству отсутствующих детей, сейчас идёт пик заболеваемости. Болеют по два – три дня, это гриппозное состояние. Родители звонят и говорят: "Мы болеем всей семьёй". В справках ставят ОРВИ. Вот сейчас бы нас посадили — родители бы поняли.

Странность ситуации состоит также в том, что далеко не у всех заболевших детей берут анализ на COVID-19. Из девяти школьников, о которых рассказал наш источник, ПЦР-тест взяли только у одного.

Компромисс возможен?

Первоначальная реакция областного акимата на родительскую инициативу превысила самые смелые ожидания. Даниал Ахметов 27 января заявил, что с понедельника (31 января) все ученики должны будут вернуться в классы. Однако тем же вечером постановление главного государственного санитарного врача ВКО внесло коррективы. Оказалось, что шес­тым – восьмым и 10 классам пока рано радоваться возвращению в офлайн.

На занятия в штатном режиме выпустили предшкольные классы, начальные, то есть первые – четвертые классы (первые – шестые классы в международных школах). Также разрешено обучаться офлайн в школах с численностью до 600 учащихся включительно. В образовательных учреждениях с численностью свыше 600 учащихся в штатном формате можно обучать детей только при загруженности не более 50 процентов от проектной мощности школ. И это при том, что многие наши школы перегружены.

"Допускается обучение в штатном формате школьников, получивших полный курс вакцинации против COVID-19, ревакцинированных, имеющих справки о постоянном медицинском противопоказании к вакцинации — по усмотрению администрации организации образования, — говорится в постановлении от 27 января. — Решение по загруженности принимает администрация учебного заведения с учетом завершения учащимися полного курса вакцинации против COVID-19, наличия/отсутствия постоянных медицинских противопоказаний к вакцинации, переболевших COVID-19 в течение последних шести месяцев, а также программ учебного процесса и подготовки учащихся выпускных классов".

Но ведь сезонные всплески респираторных заболеваний были всегда. На карантин по гриппу, например, школы отправляли только при наличии определённого процента случаев по школе.

— На мой взгляд, надо просто менять систему, — высказывает мнение педагог. — Не ждать какого-то процента по школе и закрывать её целиком. Школа будет волной болеть: одни заболели, другие вышли. Надо смотреть на параллель или класс. Заболел какой-то процент — класс отправляется на неделю на карантин. Отзанимались, выздоровели, вернулись.

Как бы то ни было, с 31 января в штатный режим вернулись ещё пять параллелей. Как это скажется на эпидемиологической обстановке в области? Поживём — увидим.

Ирина Плотникова