Город Усть-Каменогорск Сегодня

1 мая Среда 2024, 05:26

Грозит ли Риддеру мусорный апокалипсис

12:05 18 Апрель 2024
0

В минувшем году в городе существенно подняли тариф на вывоз твердых бытовых отходов: с 219 до 571 тенге с человека за месяц. Но оказалось, что новые расценки за услугу в ближайшей перспективе не смогут помочь в решении мусорной проблемы. Риддерцы продолжают жаловаться на заваленные отходами контейнерные площадки, сообщает Noks.kz.

Подняться с колен

Именно этого ждали горожане от «Эталона». Реальных действий после поднятия тарифа. Но ситуация пока никак не изменилась. На днях на заседании в акимате председатель Общественного совета города Сергей Ямщиков озвучил, что на данный момент руководство мусоровывозящей компании так и не выполнило свои обещания по закупу новых контейнеровозов и баков. Между тем жалобы на вывоз ТБО поступают в большом количестве и дошло до того, что на одной из контейнерных площадок на проспекте Абая завелись крысы.

В ТОО «Фирма «Эталон» прекрасно знают об ожиданиях горожан и местных исполнительных органов. Но признаются, что даже сейчас, по прошествии нескольких месяцев после увеличения тарифа, предприятие еще не может выйти из своего затруднительного положения.

— В том, что мусор летает по всему городу — далеко не только наша вина, — поясняет заместитель директора по производственным вопросам ТОО «Фирма «Эталон» Бауржан Рахимбаев. — Мы пять лет не могли добиться повышения тарифа, работали себе в убыток. Никакой государственной поддержки не получаем, а тариф для населения, который действовал до сентября прошлого года, не то что наши затраты не покрывал, он нас в кабалу вгонял. Если бы у фирмы «Эталон» не было других видов деятельности (зимнее содержание и ремонт дорог и т. д. — прим. ред.), предприятие давно бы развалилось. Это большой плюс для города, что вывоз ТБО, несмотря на убыточность этой сферы, мы сохранили. И теперь, когда нам позволили поднять тариф, люди и исполнительная власть почему-то думают, что ситуация на предприятии должна поменяться сиюсекундно, как будто мы сразу разбогатели. Еще неизвестно, когда за счет нового тарифа мы начнем вставать с колен.

Об этом же говорит и директор предприятия Виктор Стребков. По его словам, он готов был совсем уже отказаться от вывоза мусора.

— Это не первый раз, когда нам пять лет не рассматривали тариф, — напоминает Виктор Григорьевич. — До этого его не повышали восемь лет. В октябре прошлого года я был на грани остановки, просто некому было бы вывозить мусор вообще. Потом немного подняли тариф, но он обеспечивает только затраты 2022 года. Ведь согласно правилам формирования тарифа мы должны использовать затраты предыдущего периода, то есть в правилах заведомо планируются убытки предприятия. Я писал в Сенат и Мажилис, но бесполезно, мне отвечают, что правила утверждены Правительством Республики Казахстан и отступать от них мы не имеем права.

Опять на ремонте

Главный вопрос, который задают «Эталону»: «Почему вы не закупаете новые контейнеровозы? Ваши-то уже на ладан дышат. И баки бы пора менять и добавлять новые». И тут снова все упирается в тариф.

— Контейнеровоз с боковой загрузкой, который мы уже смотрели, сейчас не купишь, он стоит порядка 90 миллионов тенге, — поясняет Бауржан Рахимбаев. — Чтобы его купить, нам надо получить прибыль, но мы ее не получим с имеющегося тарифа, потому что у нас в нем не заложено приобретение техники, только текущие расходы. Если и будем приобретать, то только за счет дополнительных сфер своей деятельности, а когда — не могу сказать.

У «Эталона» на данный момент три действующих контейнеровоза. Помимо этого, есть ЗИЛы, КамАЗы, тракторы, погрузчики — всего 13 единиц техники, задействованной в сборе, вывозе и утилизации ТБО. Периодически вся она ломается. И тогда в городе начинается мусорный апокалипсис.

— У нас половина автопарка на последнем издыхании, потому что мы все ресурсы из техники высосали за эти годы, толком не ремонтировали, — продолжает заместитель директора ТОО «Фирма «Эталон». — А сейчас на те деньги, которые получаем от населения, нужно брать запчасти, проводить капитальный ремонт. Техника выходит из строя каждый день, и мы только начинаем ее латать.

По словам Виктора Стребкова, двум контейнеровозам на базе КамАЗа уже сделали капитальный ремонт. Переобули в новую резину, поставили новые двигатели и коробки передач, одному из них новую кабину, которая полностью выгорела после пожара. А вот на третью машину ЗИЛ не могут найти запчасти. Она кандидат на списание, и на ее место как раз нужен новый контейнеровоз.

— Я буду его менять, но только когда? Зависит от того, как я сработаю за лето, выиграет ли предприятие тендер на ремонт дорог? Некому у нас вывозить мусор, вот и приходится нам тянуть его за счет других своих участков, — добавляет директор «Эталона».

Представители мусоровывозящей компании говорят, что рады бы купить новые машины для вывоза мусора. В идеале заменить все три контейнеровоза. Но пока понимают, что за счет тарифа не могут приобрести даже один, и даже в кредит. Такая же беда и с покупкой новых баков.

— Как закупить технику, если не с чего платить кредит? Я же не буду из своего кармана покупать контейнеровоз для города, эти траты должны быть заложены в тарифе, — подчеркивает Виктор Стребков. — Добавьте к этому еще контейнеры, у меня их в наличии должно быть 316 штук, один стоит 295 тысяч тенге. Из общего количества контейнеров 55 - 60 процентов уже надо менять. Вот и посчитайте. Выгодно это или нет. Или проще отказаться от такой убыточной деятельности?

Нет кандидатов

Именно за неимением других кандидатов в Риддере который год не проводится конкурс на определение подрядчика по сбору, вывозу и утилизации ТБО. По накатанной занимается этим «Эталон», ведь больше некому, потому что условия для любого предприятия невыгодные.

Здесь можно привести в пример город Алтай. Правда, пример этот отрицательный. Там предыдущий подрядчик отказался вывозить мусор. На его место пришел другой, но и он 28 февраля текущего года направил уведомление городскому акиму о том, что с 31 марта прекращает деятельность по сбору ТБО. Мусор уже не вывозят. Страшно подумать, какая антисанитария теперь начнется, если не найдется другое предприятие.

Вот здесь вырисовывается первая проблема, общереспубликанская: мусоровывозящие компании годами не могут добиться повышения тарифа, хотя по закону пересматривать его могут ежегодно. Действующие расценки за вывоз ТБО не покрывают расходов предприятий на вечно дорожающие запчасти, ГСМ, коммунальные услуги, растущие налоги и заработные платы сотрудников. А если новый тариф и утверждают, он все равно заведомо убыточный, потому что в него не закладывается грядущее повышение цен. Эту разницу предприятию брать просто неоткуда.

Следом вытекает и вторая проблема. Вместе с тарифом обычно пересматривают нормы накопления мусора. Представители «Эталона» не раз уже подчеркивали, что нормы, утвержденные местным исполнительным органом, не отвечают реалиям времени. За последние годы они существенно возросли из-за большого количества упаковки и тары на наших продуктах. Именно это повлияло на увеличение сбора мусора с каждого дома или квартиры. Получается, предприятию приходится вывозить больше мусора, чем указано в договоре с потребителем.

В сентябре прошлого года в Риддере нормы накопления пересмотрели в сторону увеличения, но, как утверждают в «Эталоне», мусора на точках сбора накапливается гораздо больше. И вновь эти затраты нужно покрывать непонятно из каких расходов.

По словам Бауржана Рахимбаева, это все обсуждается мусоровывозящими компаниями на уровне республики: и нормы накопления, и тариф. Кто-то даже предлагает поднять расценки на вывоз ТБО до 1000 тенге с человека за месяц, чтобы эта деятельность наконец стала рентабельной.

Мусор есть договора нет

Если бы только тариф был преградой на пути к чистым бакам. Много камней бросили риддерцы в «огород» «Эталона», но ведь и сами не без греха.

В городе проживают 51 431 человек, но только 38 190 жителей заключили договор с мусоровывозящей компанией. Есть еще такой аспект: договор заключается с домохозяйством, то есть на каждую квартиру или дом идет отдельный договор, и в нем прописано количество членов семьи. Но разве каждая семья указывает реальное количество человек, проживающих под одной крышей? Обычно эту цифру занижают. 

— В среднем по договору в доме или квартире проживают один - два человека, а на самом деле больше. Нередки случаи, когда прописан один человек, а квартиру сдают трем - четырем командированным, то есть мусора они выбрасывают больше. По факту владельцы жилья дают нам недостоверную информацию. Мы, конечно, просим, чтобы приносили справки из ЦОНа, но не все приносят, и базы данных у нас нет, — объясняет Бауржан Рахимбаев.

То же самое с юридическими лицами: различными кафе, магазинами, аптеками, парикмахерскими, АЗС и так далее. На недавнем заседании Общественного совета аким Риддера Даулет Батырбаев озвучил интересные цифры:

— Из трех тысяч ИП, которые действуют у нас в городе, договоры с «Эталоном» заключили лишь 570 юридических лиц, что составляет 15 процентов. Предприниматели либо не заключают договоры на вывоз ТБО, нарушая тем самым Экологический кодекс, либо идут на ухищрения: в договоре указывают на необходимость вывоза одного - двух кубометров мусора, хотя выбрасывают до 10 - 12 кубов в месяц, что несопоставимо по цене и сбору средств.

По словам главы города, работу по заключению договоров поручено продолжать, в том числе самому «Эталону», но в должной мере этого не делается.

— На точках сбора мусора сильно ухудшают санитарно-эпидемиологическую обстановку те магазины, кафе и рынки, которые выбрасывают свои коробки в контейнеры, предназначенные для населения, — приводит доводы в свою очередь директор «Эталона» Виктор Стребков. — Они не имеют права этого делать, у них должны быть свои баки.

Но контейнеры есть далеко не у всех бизнесменов, а в основном у крупных магазинов. Как выразился аким города, остальные, как кукушки, подкидывают свой мусор в баки, которые предназначены для простых жителей. В «Эталоне» говорят, что бороться с этим в одиночку без помощи местных исполнительных органов не получится, по закону у предприятия нет таких прав.

— Я пробовал подать в суд на предпринимателей о понуждении заключения договора, — продолжает Виктор Стребков. — Мне суд отказал, потому что нет такой статьи. Я такой же предприниматель, как они. Этим может заниматься только исполнительная власть, отдел ЖКХ. Они могут привлекать полицию, составлять протоколы, штрафовать, понуждать заключать договоры. И тем самым соблюдать Экологический кодекс, где указано, что каждое юридическое и физическое лицо обязано заключить договор на вывоз мусора со специализированной организацией. У меня же таких полномочий нет. Я много раз писал в полицию, прокуратуру, в акимат, КНБ — никаких результатов.

Аким Риддера еще в прошлом году на встрече с населением указывал, что нужно ужесточать контроль за сферой вывоза мусора, наказывать рублем нарушителей, может тогда это возымеет действие.

— Отделом полиции за первый квартал этого года по статье 505 «Нарушение правил благоустройства города» уже оформлено более 85 протоколов, тогда как в прошлом году за тот же период было оформлено 15 протоколов, — констатировал аким. — Это делается для того, чтобы привлечь бизнес-сообщество, малых предпринимателей к тому, чтобы они не выносили молча на места общественного сбора мусора свою оборотную тару, коробки и все остальное, а заключали, как положено, договоры. Пока люди не уяснят, что нужно работать и платить по своим счетам, я думаю, мы не сможем эту проблему до конца побороть.

Все горожане, кстати, заметили, что именно в нынешнем году на точках сбора мусора стало особенно много коробок. И если ТБО из баков вывозят, то картон может лежать неделями. С 1 января 2024 года, как рассказал Даулет Бахитович, по Экологическому кодексу картонные коробки запретили складировать на полигон, они должны отправляться отдельно в сортировку и затем на переработку. Вот и получается, что по всему городу образуются стихийные свалки.

Как уточнили в «Эталоне», по их договорам с физическими лицами они вывозят только бытовой мусор. Картон сюда не относится. Убирается он за счет средств городского бюджета, которые выделяются на ликвидацию несанкционированных свалок. Но этих средств на весь объем негабаритного мусора не хватает, они быстро заканчиваются. Вот и получается:  бизнес укрывается и не платит, а «Эталон» в конечном итоге опять возит все за свой счет.

Заставить не можем

В «Эталоне» пояснили, что предприятие действительно не может в одиночку заставить физических и юридических лиц заключать договоры на вывоз мусора. По закону нет таких рычагов.

У предприятия нет коллективного договора, как, например, у Водоканала, согласно которому все жители, проживающие на данной территории, становятся потребителями его услуг. Ведь он монополист в данной сфере, больше услуги водоснабжения и водоотведения никто не предоставляет. ТОО «Фирма «Эталон», как объяснили нам в отделе ЖКХ, не монополист, не субъект естественных монополий. Предприятие работает по гражданскому договору с потребителями. За месяц они могут предупредить население и прекратить предоставлять услугу.

— Согласно Предпринимательскому кодексу, мы тоже не можем никого заставить заключить договор с «Эталоном». На нас пожалуются, что мы, возможно, имеем какую-то выгоду со Стребковым, то есть у нас будет коррупционная составляющая, — разъяснил начальник отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Кайрат Шаяхмет. — Мы можем только понуждать к заключению договора на вывоз мусора согласно Экологическому кодексу, без указания какого бы то ни было подрядчика. Но как ты человека заставишь заключить договор? Силком же не потащишь.

Это уже третья проблема. У мусоровывозящих компаний в Казахстане нет рычагов для того, чтобы потребители заключали с ними договоры на оказание услуг. Они не могут определить количество человек в домохозяйстве, количество выброшенного сверх нормы мусора, а государство по конкурсу оплачивает лишь часть затрат на вывоз несанкционированных свалок. По всем этим моментам идет недополучение средств.

Однако отметим, что один рычаг у «Эталона» все-таки есть — возврат долгов. Некоторые риддерцы хоть и имеют договор с предприятием, не платят за вывоз ТБО. Так, по данным на 9 апреля 2024 года задолженность населения за вывоз ТБО в Риддере составила 18,9 миллиона тенге. Задолженность по юридическим лицам сейчас составляет 2,5 миллиона тенге.

И если тот же Водоканал в качестве меры воздействия на должника может через три дня после предупреждения отключить воду, то с мусором такая история не пройдет. Подкинут в бак и не заметишь. Поэтому предприятию нужно прилагать собственные усилия, обращаться в суд. Иной меры воздействия нет.

Через суд в минувшем году «Эталон» взыскал с неплательщиков 3,4 миллиона тенге, но пока только 1,4 миллиона поступили на счет предприятия. В прошлом году с предпринимателей «Эталон» взыскал через исковые заявления 1,2 миллиона тенге.

Что делать?

На заседании Общественного совета Риддера говорили о том, что можно предпринять, чтобы улучшить санитарную обстановку в городе. Как рассказал начальник отдела ЖКХ, некоторые предприниматели не то что бака своего не имеют, у них даже урны нет, куда прохожий может выбросить мусор.

В рамках двухмесячника по санитарной очистке, который продлится с 15 апреля по 15 июня, планируются рейды с участием представителей отдела ЖКХ, отдела предпринимательства, «Эталона», полицейских, общественников и депутатов. Вот тогда нерадивых предпринимателей и будут призывать соблюдать Экологический кодекс, заключать договоры с мусоровывозящей компанией, ставить баки, урны, а также убирать мусор на своей территории. Это касается и простых жителей, которые тоже должны поддерживать чистоту в своих дворах и вокруг частных домов, выходить на субботники.

— За несоблюдение правил благоустройства и нарушение Экологического кодекса рабочая группа будет выдавать предписание, — предупреждает Кайрат Шаяхмет. — Например, за неубранную территорию по статье 505 КоАП РК предусмотрен штраф для физлиц в размере 20 МРП, для субъектов предпринимательства в зависимости от формы собственности — от 30 до 100 МРП. Выдадим предписание, через неделю пройдем повторно, и тех, кто не выполнил, оштрафуем. Думаю, к 1 июня эффект будет.

Свое предложение по улучшению санитарной обстановки в городе на заседании Общественного совета внес и аким города.

— Я думаю, Общественный совет, депутаты, местный исполнительный орган должны объединить усилия для того, чтобы убедить старших домов, председателей КСК, ОСИ и ПТ в необходимости содержать в штате дворника, как это было в хорошие времена, — озвучил Даулет Батырбаев. — Чтобы после того, как машина собрала мусор, дворник подходил и дорабатывал просыпы и проливы. В настоящее время это не делается практически никем. Поэтому, посоветовавшись, мы решили, что могли бы субсидировать этим дворникам заработную плату путем постановки их на учет в отдел занятости как безработных. Они могли бы получать оттуда 85 тысяч тенге, а скажем 50 - 60 тысяч недостающих средств могли бы собирать КСК, старшие домов. Тогда бы получилась полноценная заработная плата для таких тружеников.

Что касается «Эталона», глава города считает, что парк предприятия следует пополнить новыми контейнеровозами. Для этого руководству предлагали прокредитоваться через АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». Также, по мнению акима, необходимо докупить мусорные баки, добавить на каждой контейнерной площадке по одному - два. Чтобы был резерв: одни баки ставят, другие увозят обеззараживают и ремонтируют.

— Пока мы договорились с «Эталоном» о том, что в течение двух недель он будет усиленно вывозить негабаритный мусор, который лежит возле баков. Что отремонтируют те баки, которые у него сейчас есть, и те контейнерные площадки, которые сотрудники предприятия сами же повредили этой зимой во время вывоза мусора, — пояснил начальник отдела ЖКХ.

— Уместно будет также устраивать общественные рейды, — добавляет аким города. — Здесь мы хотели бы применить такой инструмент, как видеонаблюдение. Сейчас, как только в бюджете появятся средства, нужно установить возле каждой мусорной площадки видеокамеру. Это позволит нам замечать, какое количество раз и какая техника заезжала, кто сгружал мусор, сколько раз забирали.

Такого рода контроль поможет в определении нарушителей, например, кто сгружает в бак для ТБО строительный мусор. Нарушителя при наличии видео можно оштрафовать. С другой стороны, по словам акима, это и контроль за работой «Эталона» — качественно ли они выполняют работу.

Чтобы решить проблему мусора, нужно сделать еще очень многое. Изменить законодательство таким образом, чтобы тариф покрывал расходы мусоровывозящих компаний и приносил прибыль. Заставить потребителей заключать договоры и оплачивать услуги.

Есть хорошее выражение: «Начни с себя». Пока риддерцы сами не начнут платить за вывоз мусора, бесполезно ругаться, что в городе грязно. Несправедливо, когда одни платят за вывоз ТБО, а другие пользуются теми же баками бесплатно. Последним хорошо, а в целом городу плохо.

Фото и видео Леонида Троценко

Ирина Польская