Город Усть-Каменогорск Сегодня

25 апреля Четверг 2024, 03:06

Изменят ли поправки в законодательство ситуацию с домашним насилием?

15:30 3 Июнь 2023
0
Изменят ли поправки в законодательство ситуацию с домашним насилием?

В Казахстане скоро начнут действовать новые подходы к борьбе с насилием в семьях. Полиция перейдет от заявительного к выявительному характеру работы, а жертва и обидчик не смогут больше многократно примиряться в суде. Агрессоров планируют выселять из жилищ и приобщать к общественным работам. Помогут ли эти нововведения умерить пыл домашних тиранов? Корреспондент YK-news.kz обсудил возможную эффективность поправок в Уголовный и Административный кодексы РК с психологом отделения социально-психологической помощи по разрешению кризисных ситуаций при КГУ "Городской территориальный центр обслуживания населения "Ульба" Светланой Плоховой.

Сложное решение

Жительница Усть-Каменогорска Евгения (имя героини изменено по этическим соображениям) несколько лет была замужем за домашним тираном. Постоянные скандалы, унижения и обвинения, чередующиеся с рукоприкладством, стали для женщины настолько обыденными и привычными, что порой она переставала видеть в этом проблему.

Желание вырваться из бесконечного цикла насилия возникало у Жени только после особенно сильных побоев. Но попытки уйти от мучителя всегда заканчивались одинаково: супруг начинал преследовать и запугивать женщину, а та в свою очередь сдавалась и соглашалась на перемирие. В такие моменты Евгении казалось, что муж сможет достать ее даже из-под земли.

Но однажды она нашла в себе силы для того, чтобы все изменить. Собрала детей, прихватила с собой кое-какие вещи и сбежала. Семья отправилась в городской кризисный центр. А через некоторое время они и вовсе перебрались на постоянное место жительства в другой город.

— Моя клиентка понимала, что здесь ей от мужа не избавиться, он будет ее преследовать, — рассказывает Светлана Плохова. — Полиция у нас работает по фактам физического насилия, но не по фактам преследования. То есть ей пришлось бы постоянно жить в этом эмоциональном напряжении, терпеть давление со стороны агрессора.

На новом месте Женя нашла подходящее жилье, открыла свой бизнес, встала на ноги и наконец-то почувствовала себя в безопасности. Ее дети тоже хорошо адаптировались в новом городе.

Семейно-бытовое насилие может обретать совершенно разные формы. А домашними тиранами могут быть как мужчины, так и женщины.

— У меня был случай, когда женщина добивалась внимания своего молодого человека истериками и рукоприкладством, — вспоминает Светлана Александровна. — Она могла разбить машину, сломать бытовую технику. А когда мужчина выходил из себя и отвечал на ее открытое агрессивное поведение, она вызывала полицию и заявляла о бытовом насилии. То есть агрессором в данном случае была женщина.

Статистика не врёт

По данным департамента полиции Восточно-Казахстанской области, в 2022 году в регионе произошло девять убийств в сфере семейно-бытовых отношений. Кроме того, полицейские зафиксировали 5 639 обращений по фактам бытового насилия.  

За четыре месяца 2023 года произошло уже три убийства и пять фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Также полицейские зарегистрировали 2 154 обращения, связанные с бытовым насилием. Против домашних тиранов возбудили 15 уголовных дел, из них три дела прекратили в связи с примирением сторон.

Что касается ответственности, то за четыре месяца текущего года по статье 73 Кодекса РК "Об административных правонарушениях" (противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений) привлекли 1 184 человека. А в адрес жертв бытового насилия полицейские вынесли 2 140 защитных предписаний.

— В целях профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений территориальные подразделения департамента полиции ВКО совместно с заинтересованными государственными органами на постоянной основе проводят информационно-разъяснительную работу, направленную на повышение и правового уровня населения, и профилактику насилия в отношении женщин и детей, — рассказали в ДП ВКО.

Идет работа по оказанию правовой и консультативной помощи по вопросам бытового насилия.

С 19 мая 2023 года в законную силу вступили изменения в Уголовном кодексе РК. В отдельные статьи УК РК, которые касаются причинения вреда здоровью (тяжкого и средней тяжести), ввели квалифицирующий признак "Совершение деяния в отношении лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного". Дополнение позволит применять санкцию в виде ареста для изоляции агрессоров, а также усилит ответственность за насильственные деяния внутри семьи. А с 1 июля 2023 года в силу вступят поправки в Административный кодекс РК. Вкупе эти нововведения должны существенно усилить ответственность за правонарушения в семейно-бытовой сфере.

Посмотрим на практике?

— Данные поправки не единожды предлагали сотрудники кризисных отделений и центров, — говорит Светлана Плохова. — И эти поправки могут сработать на благо.

Например, переход от заявительного к выявительному характеру регистрации бытовых правонарушений позволит решить ряд проблем. Этот подход предполагает возбуждение дела без заявления потерпевшего, по факту свершившегося насилия. Для составления протокола будет достаточно показаний свидетелей, соседей, записей с камер видеонаблюдения или видеорегистратора. Окончательное решение будет принимать суд. И во-первых, это даст возможность защищать тех, кто не может заявить в полицию самостоятельно, например пожилых людей, детей и лиц с инвалидностью. Во-вторых, это позволит помочь женщинам, которые не могут самостоятельно оценить сложившуюся в их семье ситуацию. Но это сработает только в том случае, если с потерпевшими будут работать психологи. Хотя бы в рамках единичной консультации.

— Часто женщины, которые живут в ситуации бытового насилия, не понимают, что это насилие, — объясняет Светлана Александровна. — Так бывает в 60 процентах случаев. Потерпевшие думают, что все происходящее — это нормально. И порой консультация психолога может открыть им глаза.

Еще одна значимая поправка — это исключение возможности повторного примирения. Жертва и обидчик после возбуждения разбирательств смогут примириться лишь единожды и только в суде. По словам психолога отделения социально-психологической помощи, это позволит исключить фактор давления на жертву со стороны не только агрессора, родственников и знакомых, но и со стороны правоохранительных органов.

— Если женщина один раз, допустим, забрала заявление, то участковые уже думают о том, что они сейчас соберут весь материал и затратят ресурсы на работу с семьей, а женщина опять пойдет на попятную. Поэтому сотрудники полиции иногда оказывают давление на женщину, уговаривая её забрать заявление, — продолжает наша собеседница.

А жертва насилия, которая и без того находится в уязвимом эмоциональном состоянии, при любом влиянии извне начинает сомневаться в своем решении.

Какие еще изменения ждут казахстанцев? Ответственные ведомства рассматривают возможность выдворения агрессоров из жилища.

— Это будет большим прорывом, потому что женщинам с детьми приходится убегать из дома и скитаться. У нас очень много таких случаев происходит, — отмечает Светлана Плохова. — Полиция, когда выезжает на место жительства, может забрать агрессора только на несколько часов. А потом он возвращается еще более озлобленным.

Рассматривается также вариант с привлечением домашних тиранов к общественным работам. Но тут, по мнению психолога, все не так однозначно.

— Ну отработает агрессор несколько суток. Для него это будет наказание, которое лишь вызовет раздражение, — подчеркивает специалист центра "Ульба". — Потому что человек не умеет работать с агрессивным состоянием. Если говорить про иностранный опыт, то там домашнему тирану дают выбор без выбора: пройти психотерапию, отсидеть несколько суток или заниматься общественными работами.

В случае наличия альтернативных вариантов у агрессора появляется мотивация ходить на терапию, так как это представляется наименее сложным способом решения проблемы. Ну а если тиран попадает к психологу, у специалиста появляется шанс мотивировать человека на изменения и скорректировать поведение.

— У нас был случай с семейной парой. Люди взрослые, обоим за 40 лет. Брак заключили не так давно. Муж страдал патологической ревностью. Как-то раз он переборщил с алкоголем, что-то там ему показалось или померещилось, после чего он очень сильно избил жену, — вспоминает Светлана Александровна. — Женщина ушла из дома в кризисный центр. Но она не хотела разрывать отношения с мужем. После консультаций с психологом она смогла поговорить с мужем и донести до него это. Тогда в центр за помощью обратился уже сам агрессор.

Мужчина прошел коррекцию, научился контролировать эмоции, слушать и слышать жену. Отношения в семье наладились. С тех пор прошло три года. Ситуации с насилием в этой семье больше не повторялись.

Есть над чем работать

Несмотря на то что поправки должны закрыть сразу несколько пробелов в вопросах борьбы с насилием в семьях, останутся также неразрешенные проблемы. Например, сейчас профилактика насилия не предусматривает психологической коррекции тиранов. Фокус внимания направлен на потерпевших. Но, по словам Светланы Плоховой, работа с агрессорами должна проходить в обязательном порядке. Ведь тираны не выпадают из социума, и если от них уходит одна жертва, они находят другую.

Вопрос о психологической коррекции в правительстве, конечно, рассматривают, но пока никто не планирует обязывать тиранов проходить тренинги, получать консультации или посещать терапию.

— Совместно с Министерствами информации и общественного развития, труда и социальной защиты прорабатывается вопрос психокоррекции агрессоров, — сообщал начальник управления Комитета административной полиции МВД РК Руслан Каржаспеков. — На добровольной основе им предлагается пройти тренинги по сдерживанию агрессии.

Также огромным упущением, по мнению специалистов, остается недостаточное внимание к экономическому и психологическому насилию.

— Сейчас полицейские принимают заявления только в случае избиений, — акцентирует внимание Светлана Александровна.

Вопрос качества работы сотрудников правоохранительных органов на местах тоже остается открытым. Без должной исполнительности со стороны полицейских поправки не будут работать в полную силу. Ведь безнаказанность порождает вседозволенность.

***

Если вы столкнулись с бытовым насилием, можно обратиться за помощью по следующим номерам: 8 (7232) 77-19-22, 8-771-44-511-44 (отделение социально-психологической помощи по разрешению кризисных ситуаций)

Елизавета Седых