Город Усть-Каменогорск Сегодня

19 апреля Пятница 2024, 19:28

Как неплательщиков алиментов в ВКО принуждают выполнять обязательства перед детьми

08:35 7 Август 2022
0
Как неплательщиков алиментов в ВКО принуждают выполнять обязательства перед детьми

В арсенале частных судебных исполнителей есть целый ряд мер воздействия на должников, которые не хотят выплачивать деньги на содержание детей. У неплательщиков могут изъять движимое и недвижимое имущество, приостановить действие водительских прав или оформить им временное ограничение на выезд из страны. Вот только нерадивых родителей это не останавливает от того, чтобы вновь и вновь пытаться обойти закон и уклониться от обязательств.

Любовь прошла, а долг остался

Ростислав и Евгения (по этическим соображениям имена героев изменены – прим. автора) прожили в браке больше 10 лет. За это время у них появилось двое детей. Семья ни в чем не нуждалась. Ростислав занимался бизнесом и нажил солидный капитал, приобрел несколько квартир и машин.

— Супруги уважали и доверяли друг другу. Поэтому Ростислав спокойно отпускал Евгению отдыхать в Европу без него. Она часто ездила туда с подругами, — рассказывает заместитель руководителя региональной палаты частных судебных исполнителей ВКО Асхат Жунусов. — Но когда женщина вернулась из очередной поездки, ее словно подменили. Она начала много времени проводить в телефоне, стала скрытной и нервной.

Как выяснилось позже, на отдыхе Евгения закрутила роман с иностранцем. Вскоре женщина решила переехать к новому возлюбленному. Она быстро собрала вещи и покинула страну, оставив детей Ростиславу.

— Дети остались с отцом, и мать никак не участвовала в их воспитании. Поэтому Ростислав обратился к нам по поводу уплаты алиментов. Когда Евгения вернулась в страну, мы поставили ей временное ограничение на выезд, — объяснил Асхат Кенжетаевич. — Она прилетела сюда со своим мужчиной, а улететь уже не могла. Чтобы избавиться от временного ограничения, ей пришлось оплачивать задолженность по алиментам.

Кроме того, женщина на месте заключила соглашение с бывшим мужем и отцом своих детей. Она выплатила ему алименты на годы вперед — и только потом покинула страну.

Тысячи без помощи

За первое полугодие 2022 года по Восточно-Казахстанской области* на исполнении находилось 22 758 документов о взыскании алиментов. Большая часть из них — на содержание детей.

— Если говорить о суммах, то задолженность по алиментам была более 700 миллионов тенге, из которых взыскано около 100 миллионов. Полугодие мы закрыли примерно на 600 миллионов тенге долга, — поясняет Асхат Жунусов. — Задолженность по алиментам из года в год растет, так как для неработающих должников мы начисляем ее, исходя из средней месячной заработной платы по республике. А средняя зарплата растет, соответственно и задолженность увеличивается.

По данным судебного исполнителя, в области на текущий момент есть около 300 проблемных должников. 

— А основной и самой острой проблемой у нас являются лица, лишенные родительских прав. Как правило, это граждане, которые на постоянной основе зло­употребляют спиртными напитками, не имеют постоянной работы и не хотят выплачивать деньги на содержание детей. Да им и не с чего эти деньги выплачивать, — подчеркивает Асхат Жунусов.

Как отметил наш собеседник, общее количество должников также не уменьшается.

— Сколько существует общество и браки, столько же будут существовать разводы и споры по алиментам, — считает представитель региональной палаты частных судебных исполнителей.

Ключ к любому должнику

Как объясняет Асхат Жунусов, в арсенале частных судебных исполнителей есть целый ряд мер, направленных на то, чтобы заставить неплательщика алиментов погасить долги.

— Если должник работает, взыс­кание алиментов происходит прямо с заработной платы: на одного ребенка — 25 процентов, на двоих — 33, на троих и более — 50 процентов, — приводит цифры специалист.

Но если человек работает неофициально, скрывает доходы и взыскать долг не представляется возможным, можно применить административное или уголовное наказание.

— Статья 669 КоАП РК преду­сматривает до пяти суток ареста. После, по заявлению взыскателя, можно привлечь должника к уголовной ответственности. Статья 139 УК РК предусматривает лишение свободы и другие меры наказания, такие как общественные работы, — добавляет Асхат Жунусов. — Но уголовная статья имеет частно-публичный характер. То есть должник может быть привлечен только по заявлению взыскателя. Конечно, не все материалы доходят до суда. Во многих случаях взыскатели на стадии следствия отказываются от претензий, прощают должников. Это уже человеческий фактор.

За шесть месяцев 2022 года частные судебные исполнители подготовили 150 материалов для привлечения неплательщиков алиментов к уголовной ответственности. При этом 72 материала были прекращены по различным основаниям, в том числе в связи с примирением взыскателя и должника. В суд направлено 17 дел. Осуждены четыре должника. К административной ответственности привлечен 91 человек.

Если родитель не выплачивает средства на содержание ребенка более трех месяцев, ему могут установить временное ограничение на выезд из Рес­публики Казахстан. Также ему могут приостановить действие водительских прав. За первое полугодие 2022 года по ВКО судебные исполнители направили в суд 43 представления о при­остановлении водительских прав.

— Еще есть такой метод, как арест имущества и его реализация в пользу погашения задолженности. Сначала обращаемся с движимому имуществу — транспортным и денежным средствам. При недостаточности обращаем взыскание на недвижимое имущество и доли в имуществе, — продолжает Асхат Кенжетаевич. — По аресту имущества — это ежедневная практика. Каждый день что-то выявляем у должников. Люди укрываются от уплаты алиментов, но при этом все равно работают, приобретают имущество.

Тайное не станет явным?

Как объясняет заместитель руководителя региональной палаты частных судебных исполнителей, редкий плательщик алиментов не старается снизить сумму потенциальных выплат. Многие даже идут на обман.

— Очень сложно выявить, что человек скрывает доходы. Некоторые специально устраиваются к знакомым предпринимателям, которые ставят им минимальную заработную плату. Мы сопоставляем имущество человека и уровень его заработной платы, понимаем, что он скрывает доходы. Но ничего сделать не можем, — признается Асхат Жунусов. — Был у нас в Усть-Каменогорске случай, по которому мы долго разбирались. Мужчина работал водителем на рейсовом междугородном автобусе. И за одну поездку он зарабатывал на тот момент около 1000 долларов. Но сидел якобы на минимальной зарплате. Хозяйка автопарка была его тещей, мамой его второй жены. Мы привлекали налоговую и инспекцию труда, но ничего не добились.

А вот обратных примеров, к сожалению, единицы.

— Был и такой случай в Восточном Казахстане, когда должник сам был индивидуальным предпринимателем, но при этом отражал в качестве дохода минимальную заработную плату. Мы выявили его доходы и определили большую сумму долга – около 14 миллионов тенге. Он пытался обжаловать, судился. Разбирательства длились очень долго. В итоге этот мужчина договорился с бывшей женой и оплатил ей около половины от назначенной суммы долга, — продолжает собеседник.

Но если неплательщик действительно является безработным, частные судебные исполнители оказывают ему содействие в трудоустройстве. Например, направляют в центр занятости и на ярмарки вакансий.

— Последняя ярмарка показала очень хорошие результаты. Порядка 10 человек мы трудо­устроили. Причем это не разовая акция, такие ярмарки проходят в течение года на постоянной основе, — отмечает специалист.

На вопрос о том, почему родители уклоняются от помощи своим детям, Асхат Жунусов разводит руками, так как причины у каждого уклониста свои. В пример он приводит жителя области, который выплачивает бывшей жене мизерные алименты, а параллельно копит деньги для ребенка на депозите.

— Отец хочет отдать деньги ребенку по достижении совершеннолетия, чтобы бывшая жена не присвоила эти средства. Мы пытаемся достучаться, объясняем ему, что ребенок нуждается в деньгах именно сейчас, что его нужно обувать и одевать, но там сильная обида на жену, — поясняет Асхат Кенжетаевич.

Пора напомнить?

Заместитель руководителя региональной палаты частных судебных исполнителей ВКО отмечает, что выплаты алиментов на ребенка могут прекратиться в любой момент. Порой даже ответственные граждане переходят из категории исправных плательщиков в категорию должников.

— Согласно Кодексу "О браке (супружестве) и семье", алименты по исполнительному листу взыскиваются за три года, предшествующих подаче исполнительного листа, — объясняет собеседник. — И еще важно понимать, что частные судебные исполнители занимаются только направлением материалов. То есть мы не можем составлять протоколы, на то есть уполномоченные органы. И поэтому процесс взыскания алиментов может затянуться, так как все равно присутствует бюрократическая волокита.

Также собеседник советует напоминать о себе судебному исполнителю в случае, если он долго не выходит на связь и не информирует взыскателя о проделанной работе.

— У судебного исполнителя может быть более 100 или даже 200 исполнительных документов. А в районах бывает и более 400, — отмечает Асхат Кенжетаевич. — Поэтому надо своевременно сообщать своему судебному исполнителю о том, что выплата алиментов прекратилась. Не ругаться, а сообщать. Судебный исполнитель поднимет производство и примет меры. Но бывают, конечно, нерадивые судебные исполнители, которые пообещают, а потом не принимают меры. В таком случае надо обращаться в региональную палату. Мы всегда стараемся решить вопрос на месте.

*Примечание: указаны статистические данные по Восточно-Казахстанской области до момента ее территориального разделения.

Елизавета Седых