Город Усть-Каменогорск Сегодня

25 апреля Четверг 2024, 06:33

Как школы ВКО встретят новый учебный год

21:06 31 Август 2020
0

Тревожное лето 2020 года подходит к концу. На следующей неделе школьники должны сесть за парты. Или за то, что будет вместо них, потому что большая часть детей начнёт опять обучаться дистанционно. Прошло республиканское августовское совещание педагогов. Но ясности тому, как будет проходить учебный процесс, оно не прибавило.

Тревожные итоги

Система казахстанского образования подверглась жёсткой критике в ходе республиканского августовского совещания работников образования и науки, проходившего в онлайн-режиме 21 августа. Претензии к качеству образовательного процесса в наших школах высказали на правительственном уровне.

— По данным мировых рейтингов, Казахстан занял сегодня последнее, 73 место по воспитанию детей, — озвучил заместитель премьер-министра РК Ералы Тугжанов. — Результаты PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — прим. ред.) говорят о снижении грамотности школьников. Самым важным вопросом остаётся содержание образования и его качество.  PISA-2018 показала, что почти по всем показателям мы отстаём от стран СНГ.

Критиковал заместитель премь­ера и систему дополнительного образования – за то, что она практически недоступна детям из семей с низким достатком. В пух и прах разнёс техническое и профессиональное образование, которое "не выдерживает критики, не вызывает доверия ни у студентов, ни у работодателей". Досталось и вузам:

— Если система высшего образования будет продолжать развиваться на таком уровне, то через 25 лет взрослое население Республики Казахстан не только не увеличит, а потеряет 10 процентов имеющихся навыков читательской и математической грамотности.

Суровый вывод, сделанный заместителем премьера, ставит под сомнение главный лозунг всех последних реформ в системе образования.

— Обновлять содержание нужно выверенно, чтобы не утратить системность, точность знаний учащихся, — заявил Ералы Тугжанов.

Между тем учебный год вновь начинается в чрезвычайных условиях. К сожалению, августовское совещание показало, что министерство оставило учителей Казахстана со многими проблемами один на один. На фоне критических заявлений странно выглядело само августовское совещание, которое не дало ответов на главный вопрос: как будут работать казахстанские школы в наступающем учебном году? Министр образования и науки вообще обошёл в своём выступлении этот момент, словно все механизмы давно отлажены.

— Мы ждали от МОН чёткого алгоритма, как нам работать в новых условиях, — выражает мнение директор одной из районных школ ВКО. — Не дождались.

Справляйтесь со стрессом!

Анализ работы образовательной системы в условиях пандемии коронавируса представил приглашенный российский специалист — научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин. Учёный назвал пандемию "идеальным штормом", который позволил в короткие сроки изучить реалии дистанционного обучения. Сегодня педагоги уже знают, что возможно при удалённом обучении, а от чего в перспективе нужно отказаться.

Основной дефицит, который выявила "дистанционка", по мнению профессора ВШЭ, это дефицит самостоятельности. Дети не умеют учиться сами. И существующие образовательные технологии их этому не учат. Основными действующими лицами в этих условиях стали родители, которые сами растеряны, ведь их не готовили помогать детям.

В ходе онлайн-совещания психолог Гаухар Киикова дала несколько советов родителям, как помочь детям учиться в условиях вынужденной изоляции. Она рекомендовала предусмотреть в ежедневном расписании семьи время для игр с ребёнком, то есть и родители должны участвовать в этих играх, рассказывать детям обучающие истории. Также следует выделить малышам уголок, где они могли бы уединиться в случае необходимости. Возможность остаться наедине с собой важна для любого человека. Кроме того, взрослым настоятельно рекомендуют справляться со своим стрессом. Детям и без того тяжело взаперти, а они к тому же зеркалят родительские эмоции.

Первый раз в первый класс

Наибольшее беспокойство вызывает сейчас обучение тех, кто впервые придёт в школу. Родители первоклашек волнуются, что не могут представить, как именно будет проходить учебный процесс при нынешних санитарных требованиях. Частично он уже спланирован на уровне самих школ.

— Запускаем в здание по группам, — описывает предстоящий процесс директор одного из учебных учреждений. — Скажем, в первой смене восемь групп. Первые четыре группы заходят в 8.20, вторые четыре — в 8.30. Начало урока — в 8.40. Это в идеале, если дети не будут опаздывать. Предполагается четыре урока. В пустой школе разместим классы так, чтобы на переменах они находились в разных рекреациях. То есть на перемене ребята разных классов пересекаться не будут.

Но если расписание занятий школа может отрегулировать так, чтобы дети в дежурных классах подвергались опасности заражения минимально, то проблема питания повисла в воздухе. Столовые, согласно требованиям санврачей, должны быть закрыты.

— Если ребёнок утром не ест, как он четыре урока высидит? — задаётся вопросом наша собеседница. — Арендатор мог бы организовать буфетное питание, с одноразовой посудой. Мы можем сделать так, чтобы классы не соприкасались друг с другом. В противном случае дети будут носить с собой контейнеры, где пища может испортиться за время уроков. Не получим ли мы в результате вспышку кишечных отравлений?

Самый больной момент, по словам директора, остаётся по классу предшкольной подготовки. Дети в нулевом классе не имеют никаких общеучебных навыков. Как их подготовить к школе дистанционно? И почему в детском саду эти же дети могут заниматься в дежурных группах, а в школе, в отдельном помещении — нельзя?

Никакой ясности пока нет и в финансах.

— Если класс численностью 30 человек делится на две группы, причём трое, например, пожелали обучаться дистанционно, то как я должна оплачивать труд учителя? — переживает руководитель учреждения. — Он даст урок в первую смену, во вторую — это в пределах ставки, а потом ещё троим — дистанционно. За какие деньги мы этих троих должны обучать? И в какое время?

В общем, с режимом работы дежурных классов в школах пока больше вопросов, чем ответов.

Непроходимая дистанция

В своём выступлении на онлайн-конференции профессор ВШЭ Исак Фрумин констатировал, что все предыдущие вложения в информационную инфраструктуру оказались на три четверти неэффективными. Для школ закупались интерактивные доски и компьютеры, которые остались в пустующих классах. Тогда как для дистанционного обучения нужно было разрабатывать платформы для онлайн-общения. Электронные учебники оказались по сути повторением бумажных. Они не давали возможности ученикам обучаться самостоятельно, ликвидировать пробелы, возникающие в знаниях.

Инструктивно-методическое письмо "Об особенностях организации учебного процесса в организациях образования в Рес­публике Казахстан в 2020/2021 учебном году" подробно описывает, как будет осуществляться взаимодействие между участниками образовательного процесса на электронной платформе "Кунделик". Между тем нужные платформы в Казахстане доступны на сегодняшний день не всем.

— Уже 24 августа мы должны были провести дистанционный урок на республиканской платформе, — рассказывает директор районной школы. — А их по школам ещё не закупили. Договор госзакупок висит, а мы уже должны работать. Логины и пароли придут к учителям и родителям позже.

Другой проблемой "дистанционки" стало то, что в заведомо проигрышной позиции оказались малообеспеченные семьи, в которых нет компьютера и интернета.

— Неравенство приобрело цифровое измерение, — констатировал Исак Фрумин.

Как объявил аким ВКО Даниал Ахметов, для решения этой проблемы по области закупается из областного бюджета 9 548 единиц компьютерной техники на сумму 1,6 миллиарда тенге. Также планируется выделение средств из правительственного резерва на приобретение 26 509 единиц компьютерной техники на общую сумму 4,1 миллиарда тенге. А пока 17 101 компьютер передаются малообеспеченным семьям из школ. После окончания пандемии они должны будут вернуть технику обратно.

Опять двойка?

Одно из главных изменений в нынешнем учебном году коснётся системы оценивания знаний, умений и навыков школьников. Учителя должны ежедневно выставлять формативные оценки в электронный журнал. Система будет десятибалльная.

"С начала 2020/2021 учебного года в организациях образования Казахстана обучение будет проходить с использованием критериального журнала для всех параллелей, поддержку которого осуществляет система "Кунделик", — говорится в Инструктивно-методическом письме "Об особенностях организации учебного процесса в организациях образования в Рес­публике Казахстан в 2020/2021  учебном году". — В начале учебного года в настройках класса осуществляется выбор вида журнала — "Журнал критериального оценивания".

Система будет десятибалльная. Если ребёнок получил от 1 до 3 баллов, то его знания находятся на низком уровне, он смог выполнить не более 30 процентов учебных заданий. Среднему уровню будут соответствовать баллы от 4 до 7. Их ученик получит, если выполняет от 40 до 70 процентов заданий, допускает от трёх до пяти ошибок, способен их исправить самостоятельно или с помощью учителя. Высокому уровню будут соответствовать баллы от 8 до 10. Они означают, что ребёнок допускает пару незначительных ошибок, исправляет их самостоятельно, проявляет активность, может объяснить и доказать свой ответ.

В условиях карантина или чрезвычайной ситуации в четверти будет проводиться только одно СОР и четвертная контрольная (СОЧ). СОР и СОЧ станут проходить дистанционно. Итоговая оценка складывается на 25 процентов из текущих формативных оценок, 25 процентов — оценка за СОР и 50 процентов — оценка за СОЧ.

"В случаях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера итоговая аттестация проводится на основании годовой оценки текущего учебного года", — говорится в Типовых правилах проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Изменения коснутся и правил итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Все экзамены будут письменными.

Родители и учителя с нескрываемым облегчением восприняли новость о возвращении текущих оценок. Ведь теперь можно будет ориентироваться в процессе обучения детей и прогнозировать результаты, которые они получат в конце четверти.

Итак, новый учебный год обещает быть непростым. Остаётся только надеяться, что МОН РК в самом ближайшем будущем даст рекомендации по организации учебного процесса. В противном случае эти вопросы будут решаться, как это часто бывает, кровью и потом учителей, администрации школ и родителей. И слезами детей.

Ирина Плотникова