Могут ли современные дети обойтись без телефона?

Могут ли современные  дети обойтись без телефона? | ВКО Noks.kz
Иллюстративное фото
Фото: pexels.com

Мы уже писали о психической опасности «залипания» в гаджетах. В январе житель Астаны убил брата и покалечил трёх родственниц за то, что его лишили возможности играть в телефоне. Усть-каменогорские родители продолжают бить тревогу. Для некоторых детей гораздо более притягательным стал не реальный мир, а виртуальная жизнь в сотовом телефоне. Чем опасна эта зависимость и возможно ли её преодолеть, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Единственный друг

Максим (имя изменено) подружился с планшетом с самых ранних лет. Мама-студентка открывала трёхлетнему сыну игры, чтобы высвободить себе время для занятий. Погрузившись в гаджет, ребёнок затихал надолго. Он не просился на прогулку, не требовал к себе внимания, зато очень успешно справлялся с играми любой сложности. Серьёзный, не по годам развитый. Золото, а не ребёнок! 

В школу Максим пошёл с излишним весом и в очках. Полнота сразу стала проблемой при общении в классе. Никто не хотел дружить с ребенком. Только благодаря первой учительнице прохладное отношение одноклассников не переросло в буллинг. Не­удивительно, что ежедневная школьная повинность не доставляла мальчику удовольствия. Единственной отдушиной оставался виртуальный мир в телефоне. В играх Максим был всё более успешен.

В пятом классе стало ещё сложнее. Новый классный руководитель мало обращал внимания на отношения среди детей. Мальчика начали травить. Настроение падало, успеваемость становилась всё хуже. Неизменной оставалась только привязанность к любимому гаджету.

Драма разразилась на уроке физкультуры, к которой у Максима и без того не было большой любви. Учитель потребовал сдать телефоны, чтобы они не пострадали во время занятий. Это  вызвало у пятиклассника настоящую истерику. Он бился головой о стену и кричал: «Отдайте мой телефон!» Успокоить его удалось только после того, как в школу приехала мама.

Все краски жизни

Сегодня взрослые получают по телефону рабочую информацию, берут кредиты в банке, расплачиваются в магазинах, смотрят новости, общаются с друзьями, контролируют детей-школьников. И для детей смартфон давно стал необходимой частью жизни. Он развлечёт в любое время и в любом месте. А обладание гаджетом последней модели становится элементом престижа в кругу сверстников.

— Сейчас в телефоне вся жизнь — что у взрослых, что у детей, — комментирует гештальт-терапевт Анна Бояринова. — Когда-то дети носили в школу свои любимые игрушки и книжки, чтобы показать, обозначить перед друзьями какие­-то кусочки своей жизни. У телефона сейчас большие возможности, чтобы поделиться этими кусочками: фотографии, видео. Конечно, игры есть. При помощи телефонов дети общаются. Если раньше в школе мы писали записки, то теперь они пишут сообщения по WhatsApp. Также телефон помогает в учёбе. С ним можно найти какую-то ценную информацию. Он же и шпаргалка, переводчик, калькулятор. Я бы не стала сильно демонизировать телефоны. Это всего лишь инструмент. Можно с пользой время проводить, а можно бессмысленно просматривать какие-то ролики. Здесь уже всё зависит от вкуса, предпочтений и ценностей. А ценности формируются воспитанием.

В виртуальном пространстве иногда легче найти друзей с общими интересами, чем в реальном мире. А порой лайки в соцсетях становятся единственной формой одобрения, которую дети получают. В реальной жизни заслужить похвалу за реальные достижения намного сложнее. Хорошее поведение взрослые воспринимают как должное. Зачастую они слишком заняты своей взрослой жизнью и замечают ребёнка только тогда, когда с ним связаны проблемы. 

Между тем, по мнению психологов, одобрение необходимо человеку на физиологическом уровне. Оно вызывает образование дофамина — «гормона удовольствия». При этом гормональной системе безразлично, похвалили нас за отлично написанное сочинение или за успешно пройденный уровень в игре. Дофамин выработался — человеку хорошо. Хочется вновь испытать это ощущение. Таков механизм формирования любой зависимости. А детям соскользнуть из реального мира в виртуальный гораздо проще, чем взрослым. Потому принудительное отключение от мира, где можно легко получить удовольствие, воспринимается неокрепшей психикой ребёнка как трагедия.

Последствия неизбежны?

Первый и самый очевидный вред, который безудержная любовь к «залипанию» в телефоне наносит подросткам, — это гиподинамия. Просматривать ролики в интернете, читать или играть можно сидя и лёжа. 

— Китайцы говорят: «Поколение опущенных голов», — комментирует учитель физической культуры Анатолий Репп. — Дети полностью погружены в виртуальную реальность. Физическая подготовленность сильно ухудшилась по сравнению с прошлыми временами. В каждом классе спортивных детей — два, три. У остальных либо зрение нарушенное, либо сами рыхленькие. Очень грустно на них смотреть. Нас было не загнать домой, а их из дома не выгонишь. Страдают координация движений, зрение, осанка. Некоторые приходят заспанные. Говорит: «В телефоне сидел, в четыре часа уснул». Рассеянные, невнимательные. Некоторые на занятиях телефон в карман кладут, в ухо наушник — бегают и слушают. Это сказывается на концентрации. Внимание рассеянное. Если неожиданно летит мяч, они закрывают лицо — и получают травмы пальцев: трещины, переломы. У нас 80 процентов уроков — это работа с мячами: волейбол, баскетбол, футбол. А дети теряются при виде летящего в них мяча. Травматизм стал очень серьёзной проблемой.

Другая проблема — не столь очевидная на первый взгляд — встала в полный рост, когда дети вынужденно оказались взаперти в период пандемии и потеряли возможность общаться со сверстниками в классе. Педагоги констатируют, что за время, проведённое дома, дети во многом утратили навыки социализации.

— В виртуальном пространстве теряются навыки общения, которые нужны, когда человек входит в коллектив и контактирует с людьми непосредственно, — рассуждает учитель истории Елена. — Человек виртуализированный боится знакомиться. Потому что придётся представлять себя самого, а не тот образ, который он создал в интернете. Написать-то можно всё что угодно. Изменить пол, возраст, внешность, приписать несуществующие достоинства. А в реальном мире человек не будет знать, как себя подать. В жизни рамки нам выставляют другие люди. В интернете их практически нет. Там себе позволяют всё. Тебя забанили в одном месте, ты пошёл хамить в другом. Если человек не видит рамок, что можно, а чего нельзя при реальном общении, он может испортить отношения раз и навсегда. Человек в интернете не умеет свои эмоции правильно проявлять и контролировать. По записи в соцсетях трудно понять, что реально чувствует собеседник. Привыкнув к этому, он и при личном общении не будет эмоции другого считывать.

Сегодня, когда подросло поколение «компьютерных Маугли» — детей пандемии, стали заметны и те изменения, которые происходят с их интеллектом. С одной стороны, школьники очень быстро ориентируются в интернете, способны мгновенно сформулировать запрос и отыскать нужную информацию в Сети. С другой — им стало сложнее даваться усвоение учебного материала. Формируется так называемое «клиповое мышление».

— Падает скорость чтения — однозначно, — бьёт тревогу учитель русского языка и литературы Лидия Фоминых. — Дети работают только с экраном телефона, видят только короткие ролики. И они уже не в состоянии сосредоточиться надолго. Например, смотрим видеофрагмент какого-либо материала по литературе. Дольше четырёх-пяти минут внимание не концентрируется. 

Особенностью общения в интернете является полное пренебрежение грамотностью, знаками препинания, иногда используются намеренно искажённые слова. Некоторые и вовсе заменяются картинками-смайликами. Откуда ребёнку узнать, как пишется то или иное слово, если он никогда не видел его написанным? 

И каким будет общество выросших «компьютерных Маугли»? Людей, которые могут найти любую подсказку в Сети, но не способны отличить верную информацию от ложной. Которые не умеют правильно понимать и реагировать на эмоции окружающих, не способны на длительное физическое или интеллектуальное усилие. Едва ли они станут успешными в жизни. 

Запрещать бесполезно?

При всех своих тревогах педагоги и психологи сходятся в том, что отнимать телефоны, провоцируя истерики у детей, в общем, не имеет смысла. 

— То, что есть у детей, надо всегда брать на во­оружение, — считает Лидия Фоминых. — Пандемия научила нас использовать гаджеты очень хорошо. Поэтому у меня на уроке телефон обязательно есть. Мы переходим по ссылкам, используем тестировщики, Google-формы, кроссворды и так далее. Этот инструмент на уроке очень эффективен для повторения. Ребёнок в зависимости от своей подготовки выбирает медленную, среднюю или высокую скорость. Используются разные виды заданий. Для учителя это сделать очень просто. Поэтому я однозначно за то, чтобы телефон был использован на уроке. 

К тому же, если разобраться, корень зла вовсе не в гаджетах как таковых. А в том, что родители иногда сами «подсаживают» детей на них. Потому что так проще их занимать. Но, по мнению специалистов, выход в данном случае находится там же, где вход.

— Дети берут пример с родителей, — считает Анна Бояринова. — И если родитель, приходя домой, сам «залипает» в телефоне, то что делать ребёнку? Если родители не хотят, чтобы дети жили в телефоне, то они сами должны взять в руки книгу, поиграть с детьми в настольные игры, желательно познавательные. В общем, если досуг ребёнка не организован папой и мамой, то дети организуют его сами. Как могут и теми средствами, которые им доступны. В этом плане телефон — универсальный инструмент. С детьми нужно заниматься, развивать их, прививать им хорошие привычки — своим примером. Как раз в возрасте 8 – 12 лет дети с удовольствием отложат телефон, если родители предложат им какое-то интересное совместное времяпрепровождение. Например, вечернее чтение книг всей семьёй. Просмотр и обсуждение какого-то фильма. Что-то вместе смастерить, сконструировать. Мамы с дочками могут совместно рукодельничать. Это и семью сближает, и избавляет от такой проблемы, как «залипание» в телефоне.

Мы пообщались со старшеклассниками одной из школ Усть-Каменогорска. Оказалось, что многие старшие подростки сами осознают опасность.

— Мне кажется, что надо просто себя немного ограничивать, отдыхать, — считает десятиклассник Арби. — Телефон заменил многие аспекты в нашей жизни. Звонки, сообщения, будильники, соцсети и общение — всё в одном гаджете. Надо просто найти себе какое-то увлечение кроме него. Например, читать книги, играть на гитаре. 

— Телефон — это не что-то особо важное, — рассуждает ученик девятого класса Марк. — Даже если он ломается, теряется. Это просто моё средство связи: с учителями, друзьями. Общение у меня чаще в реальном мире, если получается. Люблю читать книги: манги, комиксы. 

Девятиклассница Аружан думает, что её сверстникам, возможно, легче обходиться без смартфона, чем тем, кто помладше:

— Я считаю, что прожить без гаджетов, в частности телефона, достаточно легко. Единственной проблемой будет то, что ты теряешь связь с близкими людьми. Но с семьёй ты находишься дома, а с друзьями можно и без телефона встретиться. В большинстве случаев телефон используется для соцсетей, а без них прожить в принципе можно. На своём личном опыте знаю. Был период, когда у меня сломался телефон. И я прожила без него спокойно две недели. Занятия себе вполне смогла найти. Это не такая сильная зависимость. Наверное, это потому, что мы узнали, что такое смартфон, в классе четвёртом–пятом. По сравнению с нынешними младшеклассниками нам гораздо легче обходиться без гаджетов и сотовой связи в принципе. 

Подводя итог, можно сказать, что удобный инструмент никогда не станет главным в жизни для того, у кого есть дело и привязанности в реальном мире. Но об этом должны позаботиться, прежде всего, сами родители. Которые сегодня покупают себе спокойствие и время, сажая ребёнка за смартфон.

Комментарии
15 мая 2025
0