Город Усть-Каменогорск Сегодня

20 апреля Суббота 2024, 11:46

Можно ли уберечь детскую психику от опасных продуктов современных масс-медиа

15:50 6 Ноябрь 2021
0
Можно ли уберечь детскую психику от опасных продуктов современных масс-медиа

Известно, что самый дорогой товар в XXI веке это информация, без которой не движется вперед ни один общественный процесс. Современный человек ежедневно поглощает этот товар в огромном количестве и нуждается в его постоянном обновлении, поэтому предложение только растет. Каждый объект масс-медиа стремится выдать эксклюзив, порой жертвуя этикой ради прибыли. И потому информация, которую мы получаем, не всегда безопасна для нас, а в особенности для тех, чья личность только формируется.

Сенсация с оскоминой

Осенью текущего года мировой фурор вызвал южнокорейский веб-сериал "Игра в кальмара", вышедший на платформе компании "Netflix". За четыре недели его посмотрели 142 миллиона зрителей, что сделало "Игру в кальмара" официальным лидером популярности. Сюжет завязан на игре, в которую неизвестные лица втягивают людей из малообеспеченных слоев общества за обещание крупного вознаграждения. Действие проходит на безлюдном острове. Участникам предлагается выполнять несложные задания в команде и по одиночке: пробежать кросс, выточить из леденца фигурку, используя в качестве инструмента простую иглу, сыграть в "кальмара" (игра, наподобие всем известной детской забавы "Море волнуется...") и тому подобное. Самое страшное в том, что ценой проигрыша становится жизнь игрока. Тела погибших участников таинственные устроители смертельной эстафеты тут же под шумок разбирают на донорские органы. С каждым выбывшим растет и сумма финального приза, доходя до 45,5 миллиарда вон (38,5 миллиона долларов США). Из первоначального количества в 456 человек в результате выигрывает только один. Он и получает космический выигрыш.

Сериал получил высокие оценки критиков, отметивших, что, помимо острой социальной направленности, корейский телешедевр интересен многообразием психологических линий. Но рейтинг картине был присвоен нешуточный — "18+" — из-за сцен насилия, которыми изобилует зрелище. Те же критики заметили, что популярность "Игры в кальмара" — вирусная, так как сериал был не раз скачан в обход авторских прав и размещен на многих не­официальных ресурсах с кустарными субтитрами, где с ним могло ознакомиться немыслимое количество народа по всему миру.

А потом в социальных сетях появилась информация, что в "кальмара" повсеместно стали играть дети. Автор поста на странице "Подслушано у учителей" в сети "ВКонтакте" сообщила о поистине вопиющих фактах, ставших следствием просмотра продукта корейской киноиндустрии российскими школьниками:

"Повод для поста безрадостный, но пусть мои слова послужат предупреждением для тех, кто шутит про "Игру в кальмара". Две недели назад кто-то создал группу в контакте, в которую стали зазывать учеников нашей школы и предлагать им поучаствовать в игре. Суть игры в том, чтобы совершить какой-нибудь безумный поступок, при этом нельзя вредить другим людям и портить чужие вещи. Победителю пообещали приз в 5 тысяч рублей, период игры — 5 дней, с понедельника по пятницу. Поначалу все было в рамках нормы. В среду "ведущий" объявил что повышает приз до 10к. В итоге выиграл парень, покрасивший волосы автомобильной краской и пришедший так в школу. Приз ему выдали, он даже видео об этом записал. Уже тогда нам надо было как-то это пресечь, но дальше разговоров дело не зашло" (орфография и пунктуация автора сохранены).

По мере увеличения денежного приза и задания в странной игре становились все изощреннее.

"В среду "ведущий" объявил о том, что место будет одно, но приз составит 100 тысяч и началось полное безумство. Вчера вышло два видео, на одном из них девятиклассник съедает тарелку живых червей и личинок. На втором же восьмиклассница просит бомжа купить ей водки и после покупки выпивает ее залпом. После публикации видео группу заблокировали, но остался канал в Телеграмме. Наш директор обратилась в полицию, соцпедагог и психолог провели сегодня массовое собрание с детьми, но самую жуть предотвратить не успели. Сегодня днем опубликовали видео, как наша десятиклассница прокалывает сама себе медицинскими иглами кожу в интимных местах, надевает длинное пальто на голое тело и идет в магазин".

Согласитесь, что подобная информация заставит встревожиться любого родителя или педагога. И это опасное увлечение, оказывается, не обошло стороной и нашу глубинку. Недавно горожанка сообщила, что ее сын пришел домой сильно избитым. Мама долго добивалась правды, и в конце концов перевязанный и заклеенный кусочками лейкопластыря семиклассник сознался: играли в "кальмара", проиграл, наказанием стало избиение.

О подобном же факте сообщает жительница областного центра Ирина:

— Дочь-второклассница рассказала, что в школе на перемене они играли в подобную игру. Водящий отворачивается к стене, игроки приближаются к нему, но должны замереть, если он повернется к ним лицом так, чтобы он не заметил движения. Если кто-то не успел и пошевелился — выбывает. Малыши в силу рейтинга не могли видеть фильм, но видимо, что-то слышали. Их игра обошлась без жестокости, проигравший просто выбывал без какого-либо членовредительства. Я не думаю, что это так уж опасно для детей.

По опыту соседей становится понятно, что градус остроты новомодного игрища меняется в зависимости от величины приза и возраста игроков. Но уже ясно, что в некоторых ребятах оно будит неосознанную жестокость, со временем способную привести не только к травмам или унижениям, но и, возможно, вылиться в полноценный и длительный буллинг.

Лучше "перебдеть"

В нашей стране гарантия прав ребенка декларируется  как безусловный приоритет. "Защита прав детей, здоровье, образование и развитие подрастающего поколения – наши безусловные приоритеты. Мы должны обеспечить счастливую жизнь всем детям в Казахстане. Мы обязаны прислушаться к голосу каждого ребёнка", — написал глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Твиттере.

Городской отдел образования предпочитает предупреждать подобные случаи, нежели иметь дело с их последствиями, как случилось с автором приведенного выше поста.

— Организациями образования города на постоянной основе проводится планомерная работа по усилению профилактических мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений, защиты прав несовершеннолетних и просветительской работы среди семей детей и подростков города, — информирует руководитель отдела Сауле Алагузова. — Специалистами социально-психологической службы (СПС) Дворца творчества школьников на платформе ZOOM проведены дискуссионные встречи с учащимися школ на темы, направленные на профилактику буллинга, кибербуллинга, насилия. Размещается информация на социальных платформах, сайтах, в мессенджере WhatsApp на тему безопасности в сети Интернет. Юристом-консультантом СПС Дворца творчества школьников  проведена консультационная онлайн-лекция об ответственности за интернет-преступления. Ведётся просветительская  работа среди родителей, проведены соответствующие родительские собрания. В педколлективах - оперативные совещания при директоре "Обеспечение безопасности детей  в интернет-пространстве" и "Профилактика буллинга в школьной среде".

Для тех же, чьи опасные увлечения все-таки приводят к неприятным последствиям, в Усть-Каменогорске с 2006 года на базе КГУ "Городской территориальный центр социального обслуживания населения "Ульба" функционирует отделение социально-психологической помощи по разрешению кризисных ситуаций с приютом для жертв, пострадавших от бытового насилия. Специалисты трудятся круглосуточно, осуществляется медицинский осмотр и доврачебная помощь, социальный патронаж.

— Кроме того, на базе социально-психологической службы Дворца творчества школьников работает телефон доверия, — сообщила Сауле Бауржановна. — Специалисты оказывают экстренную помощь населению, в том числе при нарушении прав ребенка или фактах насилия. В текущем году в службу поступило 367 обращений, в том числе по вопросам насилия - 8. Все они рассмотрены, оказана необходимая помощь.

Что же касается конкретно возможных жертв "игры в кальмара", то, по информации гороо, заявлений, обращений или жалоб по этому вопросу от родителей или учащихся школ не поступало.

К слову, мама семиклас­сника, пострадавшего в игре, отказалась раскрыть нам подробности происшествия, как, впрочем, и педагоги школы, где он учится. Понятна позиция пострадавших: людям, подвергшимся насилию, трудно выносить на всеобщее обозрение такие ситуации. Почему же руководство школы не озаботилось не только тем, чтобы предупредить общественность об опасном новом веянии, но и не поставило в известность соответствующие службы, так и осталось неясным.

Обсуждать и слышать

С вопросом о действенных мерах против поветрий, подобных "игре в кальмара", мы обратились по предложенному в гороо адресу — в социально-психологическую службу при ДТШ Усть-Каменогорска.

— С точки зрения психологии здесь реакция зависит от избирательности, — пояснила руководитель службы Лилия Куземко. — Я смотрю то, что мне хочется смотреть. И если у меня болит что-то в душе, например, не выплеснутая злость, то я буду смотреть на злость и на то, как ее проявляют люди. Если меня не понимают и не поддерживают, то я буду смотреть, как поддерживают других или как они с этим справляются. Каждый зритель, читатель газеты или пользователь интернета концентрируется на том, что для него актуально, в чем он имеет потребность. Поэтому говорить однозначно о плохом влиянии этого фильма невозможно.

Подростковый возраст, по общепризнанному мнению, – это время само­определения, когда ребенок активно ищет свое место в социуме и стремится выстроить вокруг себя круг тех, с кем совпадают интересы, мнения, увлечения и оценки. Это стремление заставляет детей сбиваться в группы, в которых строится иерархия, согласно поведенческим стереотипам.

— Такая группа игроков могла объединиться по принципу проявления насилия к другим, — считает психолог. — То есть скорее всего у них есть очень много накопленной злости вследствие каких-то жизненных обстоятельств. И, смотря сериал, они учились тому, как можно эту злость проявлять. Но это не факт, что просмотр фильма пробудит такие же потребности абсолютно у всех детей.

Лилия Петровна, исходя из профессионального опыта, убеждена, что на текущий момент установить непререкаемый запрет на всю рейтинговую продукцию в сфере информации это подвиг, на который не способны ни родители, ни школа, ни даже государство. Социальные сети вездесущи, и в них можно найти все что угодно! А доступа к ним предостаточно даже при условии изоляции отпрыска от домашнего компьютера.

— Единственная рекомендация: не можете оградить, возглавьте интерес ребенка, — убеждена она. — Смотреть такие фильмы нужно с родителями и обязательно обсуждать ситуации, в которые попадают герои. Ведь пафос картины в целом правильный — несмотря на сцены жестокости, по сюжету побеждает в игре человек нравственно здоровый и в конце отказывается от грязных денег. А при условии откровенного обсуждения сюжета, в котором герои постоянно ставятся в ситуацию нравственного выбора, родители получат еще и бонусы. Во-первых, они смогут лучше узнать своего ребенка, его проблемы, потребности и устремления. Во-вторых, при обсуждении неверную нравственную оценку можно ненавязчиво корректировать.

При этом руководитель социально-психологической службы отнюдь не голословно это утверждает. Недавно методист СПС Елена Гутова решилась на эксперимент: нашумевший фильм "Игра в кальмара" они смотрели вместе с дочерью ученицей средней школы.

— Этот фильм действительно глубокий, — делится впечатлениями Елена. — Он показывает, как по-разному люди действуют в ситуации безысходности. Там показано очень много моделей человеческого поведения: кто-то выбирает насилие, кто-то — подлость, а кто-то остается человечным. Дети очень многие ситуации в жизни воспринимают в  силу отсутствия опыта как безысходные. Мы анализировали с дочкой каждый тип, побудительные причины его поступков и их последствия. Для ребенка это уникальный опыт, ведь с проявлениями разных человеческих натур они обязательно столкнутся в жизни, пусть и не в столь гротескной форме.

А еще, по мнению Елены, такая откровенная беседа является замечательным средством от стереотипа, часто преследующего родителей, суть которого в страхе, что ребенок обязательно извлечет из любой ситуации негативный опыт и последует плохому примеру.

— Так и хочется иногда родителей спросить: почему вы настолько не уверены в собственных детях? — говорит Елена. — Вы же знаете, что вы в них заложили. Моя дочь меня не разочаровала, в основном ее оценки персонажей были правильные, она искренне сочувствовала главному герою и разделяла его принципы.

Конечно, в откровенном разговоре можно получить и неприятный сюрприз. Что же делать родителю, обнаружившему у чада серьезные перекосы в нравственном комплексе: тягу к жестокости, стремление идти по головам, равнодушие к человеческим страданиям?

— Подобные проявления свидетельствуют о какой-то затаенной боли или внутреннем конфликте, — соглашается психолог одной из городских школ Елена. — В этом случае потребуется еще много усилий, из которых такое обсуждение – большой шаг к пониманию своего ребенка.

Мира Круль