Город Усть-Каменогорск Сегодня

20 апреля Суббота 2024, 15:10

Почему гибнут несовершеннолетние на дорогах ВКО?

08:25 3 Декабрь 2022
0
Почему гибнут несовершеннолетние на дорогах ВКО?

По данным МВД РК, с начала года дорожно-транспортные происшествия унесли жизни более двух тысяч казахстанцев. Только с начала ноября в стране погибли на дорогах уже более 60 человек. Слишком часто участниками ДТП становятся несовершеннолетние. Почему дети попадают в беду на дороге? О чём надо помнить каждому водителю? Чем должны озаботиться родители, чтобы ребёнок не погиб под колёсами, изучал корреспондент YK-news.kz.

Прерванная жизнь

На днях в одном из усть-каменогорских пабликов появилась запись возмущённой горожанки.

"Пожалуйста, научите своих отпрысков правильно переходить дорогу на нерегулируемом пешеходном переходе! — пишет Наталья Егорова. — Не первый раз наблюдаю, как дети, не убедившись в безопасности движения, начинают перебегать дорогу перед уже близко идущим транспортом. А сейчас гололёд, машина (автобус и т. д.) не могут резко останавливаться. Сегодня при мне ребёнок чудом не попал под колёса автобуса". 

Ситуация, можно сказать, обычная. Из разряда тех, на которые обращают внимание только те, на чьих глазах это произошло. До тех пор, пока в одном из подобных случаев дело не окончится трагедией. Вроде той, что случилась в городе Алтае 19 февраля нынешнего года. Одиннадцатилетний мальчик, вышедший на пешеходный переход из-за автобуса, попал под колёса встречной машины, ехавшей с превышением скорости. Водитель был осуждён, но жизнь ребёнка это уже не вернёт.

— На территории ВКО за десять месяцев текущего года зарегистрировано 93 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, — констатирует первый заместитель начальника ДП ВКО Думан Кожахметов. — Из них три происшествия со смертельным исходом. По причине большой концентрации населения и численности транспорта, 35 процентов от общего количества случаев произошло на территории областного центра.

Самый недавний наезд на маленького пешехода в нашей области произошёл 2 ноября в Риддере. Семилетняя девочка попала под колёса ГАЗ-69. Пострадавшую с тяжелыми травмами доставили в реанимацию, где врачи шесть дней боролись за её жизнь. Восьмого ноября малышка скончалась. Эта трагедия ещё не успела попасть в официальную статистику департамента полиции ВКО. 

Цена спешки

"Пешеход всегда прав, но не всегда жив. Помните это!" — афористично высказался в обсуждении приведённой нами выше записи горожанин Павел Родионов.

В самом деле, казахстанские Правила дорожного движения на зебре отдают предпочтение пешеходам перед водителями. Многие наши сограждане хорошо усвоили это правило, совершенно забыв о другом: переходя дорогу, они обязаны убедиться в том, что машины их пропускают. Даже взрослые не всегда следуют этому правилу. А уж дети и вовсе не придают ему значения. Любой из наших читателей наверняка неоднократно наблюдал, как наша юная поросль бегом двигается по пешеходному переходу, пересекает улицу, не сходя с велосипеда или самоката. Не понимая, что таким образом пешеходы существенно сокращают водителю время на реагирование. 

Анализируя статистику, полицейские констатируют, что очень часто причиной происшествий на дороге становятся действия самих детей.

— Одной из основных причин возникновения ДТП с участием несовершеннолетних является наезд на пешехода, — сообщает Думан Кожахметов. — Данный факт, как правило, обусловлен элементарным нарушением Правил дорожного движения: переход проезжей части в не­установленном месте или на запрещающий сигнал светофора. В целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма детям необходимо строго соблюдать ПДД.

Как видим, по мнению правоохранителей, пешеход далеко не всегда прав. Зато вторая часть афоризма, к сожалению, ни у кого не вызывает сомнений.

Почему они так делают?

Констатация формальной правоты одной из сторон ДТП едва ли может утешить, если в результате погиб или пострадал ребёнок. Тем более что чаще всего дети попадают в беду в силу возрастных особенностей своей психики. 

— Внимание детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется непроизвольностью, — поясняет детский психолог, заместитель директора по профилю Дворца творчества школьников Лилия Куземко. — То есть оно возникает как бы само собой. Произвольность полноценно формируется только к 12 годам. Дети обращают внимание на те предметы и события, которыми они увлечены. Есть интерес — будет внимание. Соответственно, если у ребёнка вызвал интерес какой-то объект или человек рядом, он сосредоточится на нём и не будет видеть объекты, которые могут ему угрожать. Допустим, друг побежал, и он за ним. Машину он в этот момент не видит. Чем больше увлечение, тем больше "тормозится" внешняя реальность. Ребёнок не умеет удерживать одновременно несколько объектов в зоне внимания. Если он идёт через дорогу, глядя в телефон или слушая музыку в наушниках, он не может одновременно следить за дорогой. Водитель должен помнить, что ребёнок часто действует спонтанно. Он может увидеть какой-то объект, который завладеет его вниманием, и резко побежать. Лучше притормозить и обратить внимание на ребёнка, держать его в поле зрения и ожидать от него любых действий.

В этой связи вспоминается трагедия, случившаяся в Усть-Каменогорске в мае 2018 года. Тогда на пешеходном переходе под колёсами маршрутки погибла ученица начальной школы. Камера видеонаблюдения, установленная на соседнем магазине, бесстрастно зафиксировала каждый момент смертельного ДТП. Когда микроавтобус приближался к остановке, девочка стояла в трёх шагах от зебры и разговаривала по телефону. Водитель, видя, что никто не собирается переходить дорогу и что пассажиров на остановке нет, прибавил скорость. В этот момент девочка внезапно кинулась через дорогу. Вероятно, она увидела подходящий к остановке с противоположной стороны автобус. Водитель маршрутки до последнего маневрировал, пытаясь избежать столкновения. Он даже выехал на встречную полосу. Но скорость движения обоих участников драмы была слишком высокой. Автомобиль зацепил девочку и швырнул её под колёса. 

Как видим, в этой драме присутствуют все типичные составляющие, названные психологом: отвлекающий фактор в виде телефона, внезапно привлёкший внимание автобус и спонтанные действия, на которые не рассчитывал водитель маршрутки. Суд решил, что вся ответственность лежит на взрослом, который сидел за рулём. В силу возраста и опыта он обязан был предвидеть неожиданное поведение ребёнка на дороге.

Почему же дети кидаются бежать по переходу? По мнению психолога, здесь может быть целый комплекс причин. Возможно, ребёнок торопится покинуть опасное место, не понимая, что его спешка создаёт дополнительную угрозу для него. А может быть, он вовсе не осознаёт опасность?

— Одна из возможных реакций: "Надо быстрее перебежать, а то я не успею!" — комментирует Лилия Куземко. — Может быть, это желание угодить: "Я быстро перебегу, а они потом поедут". С другой стороны, сама ситуация приучает торопиться не только детей, но и взрослых. Многие водители не останавливаются, а только тормозят перед переходом. Короткий промежуток, когда горят светофоры для пешеходов. Всё это провоцирует спешку. Если ребёнок раньше бегал вместе с мамой, то теперь он дорогу видит и бежит. Неправильный навык у него закрепился.

Мы в ответе

Взрослые должны помнить: как бы ни повёл себя ребёнок на дороге, ответственность за это несёт не сам маленький человек. Он просто ещё не понимает всех опасностей, с которыми может столкнуться, не способен проанализировать ситуацию. Вина за его ошибочные действия всегда лежит на тех, кто не научил его действовать правильно.

— Проблема в том, что мы сейчас не формируем у детей сознательное переключение внимания, — признаёт психолог. — Родители ведут ребёнка за руку молча, ничего не объясняя. Они не позволяют получить опыт правильного поведения. Если я не понимаю и через свой чувственный опыт и действие не перенёс, то буду действовать механически. По сторонам не смотрю, машины не воспринимаю. Потому что привык просто идти за мамой. В момент перехода дороги нет анализа, что происходит вокруг, как едут машины. А если родители нарушают правила на улице, то дети будут действовать так же. В возрасте от трёх до шести лет они смотрят только на действия. Поэтому если был такой опыт, что родители вели ребёнка по дороге и не смотрели на светофор, не обращали внимания на автомобили, то у него неправильный навык так и закрепится. У детской психики есть ещё одна особенность. Внимание в этом возрасте очень зависит от активной речи. А у нас сейчас дети сидят в телефоне или за компьютером и мало говорят. И родители фактически не говорят с детьми. Если проговаривания ситуации не происходит, то внимание не развивается. Поэтому родителям важно формировать сознательность через проговаривание. Остановиться перед переходом, задать вопросы: "Где ты сейчас идёшь? Что ты видишь? Что происходит на дороге? Как нужно поступить?" После перехода спросить, что ребёнок заметил. Как вели себя машины? Либо попросить его элементарно повторить, что сказал родитель, например, какое-то правило движения. Только проговаривая вслух, ребёнок начинает концентрироваться на том, что услышал или увидел.

Родители часто думают, что обучить правильному поведению на дороге детей должны в школе. Действительно, по мнению психолога, учитель начальной школы способен многое скорректировать, поскольку в начальных классах наступает благоприятный период для усвоения новой информации. Но будем откровенны: всегда ли уроки ПДД проводятся на должном уровне? Иногда они превращаются в формальность, когда детям скороговоркой проговаривают некоторые правила, не проверяя, насколько качественно они усвоены.

— Формирование осознанного поведения происходит от трёх до шести лет, когда ребёнок начинает видеть границы своего тела, понимать, где оно находится в пространстве, что находится рядом, есть ли угроза, — напоминает Лилия Куземко. — Всё это формируется в дошкольном детстве. Чтобы вызвать интерес к правильному поведению на дороге, надо обучать его в игровой форме. Игры с картинками, ситуационные, ролевые: "Я — водитель, ты — пешеход. А теперь наоборот. А теперь я — большая машина, из-за которой выбежали дети". Эти игры помогают ребёнку попасть в другую роль. Машинки можно не просто катать, а проигрывать с ними ситуации и проговаривать их. Дети должны рассуждать вслух. Чем больше они рассуждают, тем больше информации откладывается у них в мозговых структурах. И внимание становится управляемым.

Думается, не так уж сложно поиграть с ребёнком в машинки, отрабатывая возможные ситуации и закрепляя нужные навыки. Оторвать хотя бы час в день от своих бесконечных взрослых дел и посвятить их детям. Ведь жизнь порой обрывается так внезапно.

Ирина Плотникова