Город Усть-Каменогорск Сегодня

29 апреля Понедельник 2024, 04:43

Погодные условия оказывают негативное влияние на сельское хозяйство ВКО

16:05 3 Февраль 2024
0
Погодные условия оказывают негативное влияние на сельское хозяйство ВКО

Неблагоприятные погодные явления начались ещё летом 2023 года и пока не думают заканчиваться. В результате пострадал урожай прошлого года. А в настоящее время сложились рискованные условия для скотоводства. Угрожает ли Восточному Казахстану нехватка зерна и мяса? Что предпринимается для смягчения последствий погодных катаклизмов, изучал корреспондент YK-news.kz.

То снег, то дожди

В начале 2023 года ничто не предвещало неприятностей. Посевная прошла в оптимальные сроки. Но первая половина лета выдалась засушливой. А когда пришла пора собирать урожай, зарядили дожди. В результате до наступления холодов не до конца были убраны зерновые и зернобобовые культуры. Под посевы этих культур в ВКО отведено 290 тысяч гектаров.

— По итогам уборочной кампании 2023 года убрано 285,1 тысячи гектаров зерновых и зернобобовых культур, — сообщает исполняющая обязанности руководителя управления сельского хозяйства ВКО Ажар Каджибекова. — Средняя урожайность составила 14,4 центнера с гектара, что на 25 – 30 процентов ниже, чем в 2022 году, когда урожайность составляла 18,6 центнера с гектара. Причиной низкой урожайности зерновых культур, ухудшения качества, прорастания и высокой влажности зерна стали дожди на территории всей области, которые продолжались порядка 50 дней.

По данным областного управления сельского хозяйства, плохая погода не сказалась на урожае картофеля и овощей. Но этот урожай требовалось дополнительно сушить.

— Учитывая имеющиеся реалии, в регионе ожидается рост цен на зерновые и как следствие — на муку, — констатировал начальник третьего управления прокуратуры ВКО Жандос Коныров. — Уже в ноябре цена на зерно составила 120 – 130 тенге за килограмм, тогда как ещё в августе была по 90 тенге. Аналогичная ситуация и с пшеничной мукой первого сорта. Осенью в объектах розничной продажи зафиксирован рост на 20 процентов.

Озимыми по ВКО засеяли 9,9 тысячи гектаров. И снова погода заставляет беспокоиться за урожай. Теперь уже причинами тревоги стали малоснежная зима, оттепели и последовавшее обледенение почвы. Впрочем, в управлении сельского хозяйства заверяют, что на полях, где взошли озимые, снега хватает.

— По данным РГП "Казгидромет" на 10 января по районам высота снежного покрова составила от 51 до 98 сантиметров, — информирует Ажар Каджибекова. — Однако в Тарбагатайском и Уланском районах высота снежного покрова составляла от 10 до 18 сантиметров. Вместе с тем промерзание почвы в Зайсанском, Катон-Карагайском, Тарбагатайском районах и районе Самар составило от 68 до 88 сантиметров. В Глубоковском и Уланском районах — 24 и 26 сантиметров соответственно. В текущем году высота снежного покрова, а также прогноз погодных условий соответствуют необходимым нормам. В связи с этим снижение урожайности не ожидается.

Что сеять будем?

Особую тревогу для крестьян представляет вопрос семян. Проблема встала в полный рост из-за того, что собранное в плохую погоду зерно оказалось крайне низкого качества. Потребность ВКО в семенах составляет 60 тысяч тонн, из которых 58 тысяч тонн — зерновые. Осенью дефицит посевного материала для кампании 2024 года ощущался по всей республике. По ВКО обеспеченность собственными семенами была порядка 62 процентов. Дефицит по состоянию на конец ноября насчитывал 22 тысячи тонн семян. Более всего нуждались в посевном материале районы Алтай, Самар, Уланский и Шемонаихинский.

— О том, что будет дефицит семян, можно было предположить ещё два года назад, когда Россия приняла решение о запрете на экспорт семян и ввела запрет на закуп их за границей, собираясь развивать свои собственные семеноводческие хозяйства, — комментирует аким ВКО Ермек Кошербаев. — Поскольку мы тоже там закупаем, можно было ожидать, что нам будут давать по остаточному принципу. В своё время не приняли нужные решения. Но спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Надо развивать свои хозяйства.

В собственных семеноводческих хозяйствах ВКО на начало зимы имелся запас в 12 тысяч тонн. Остальное необходимо было закупать за пределами области. По данным управления сельского хозяйства ВКО, на начало января 2024 года объём засыпанных семян даже превышает потребность. Запасено 71,8 тысячи тонн. Посевной материал по зерновым, масличным культурам и картофелю запасён на 100 процентов. Теперь главное, чтобы эти семена сохранили надлежащие качества.

Коровы тоже есть хотят

Неблагоприятные погодные условия минувшего лета негативно сказались и на заготовке фуража, необходимого для прокорма зимующего скота.

По данным, которые озвучил на заседании областного акимата 23 ноября исполняющий обязанности руководителя управления сельского хозяйства Рамиль Сагандыков, нынешней зимой в ВКО поголовье скота составляет, по подсчётам областного управления сельского хозяйства, 690 тысяч голов. Для благополучной зимовки им требуется минимум 569 тысяч тонн кормовых единиц. По области заготовили 579 тысяч тонн кормовых единиц. Иными словами, собственных заготовленных кормов по состоянию на конец ноября едва хватало для прокорма животных по минимуму.

Летняя засуха с низким травостоем, а затем осенние дожди сильнее всего ударили по животноводческим хозяйствам районов Маркаколь, Тарбагатайского, Уланского, Катон-Карагайского и Курчумского. Там сумели заготовить всего 98 процентов от минимальной потребности в кормах. При этом Усть-Каменогорск, Риддер, районы Алтай, Самар, Глубоковский и Шемонаихинский обеспечили себя кормами полностью и даже имели кое-какие излишки.

Частично решить кормовую проблему помогла затяжная бесснежная осень, когда скот в пострадавших районах находился на выпасе. Глубоковский и Шемонаихинский районы, заготовившие сена с избытком, изъявили готовность поделиться с теми, у кого кормов оказалось недостаточно. Вместе с тем в конце осени на ярмарках в областном центре отмечалось снижение цен на мясо, что косвенно свидетельствовало о начавшемся забое скота.

— У нас живой скот активно вывозится за пределы области, — предупредил аким ВКО. — Люди оставляют себе только маточное поголовье. А весной цены подскочат, потому что мяса будет мало. И начнётся новый виток инфляции.

Погодные условия нынешней зимы ещё усугубили сложности животноводов. В прежние века подобные катаклизмы вызывали страшное зимнее бедствие — джут, падёж скота.

— Снежный покров больше в сравнении с прошлым годом, — комментирует Ажар Каджибекова. — Имеется небольшая наледь, что затрудняет зимний выпас овец и лошадей. По данным районных акиматов, такая ситуация сложилась в Зайсанском, Курчумском, Уланском районах. Мелкий рогатый скот и лошади переведены на стойловое содержание. Только в Тарбагатайском районе, где снежный покров небольшой, а наледь отсутствует, тебенёвка (зимний выпас) лошадей и овец проходит в штатном режиме. В Тоскайынском сельском округе района Маркаколь в хозяйствах населения из-за дождя, а потом раннего снегопада в сентябре было заготовлено только 93 процента кормов. В целях недопущения падежа скота или вынужденного забоя проводится перегон табуна лошадей из сёл Тоскайын и Шанагатты на территорию Боранского и Маркакольского сельских округов.

Таким образом, основания для опасений за судьбу животноводства в области в этом году имеются. Остаётся только надеяться, что природа порадует нас ранней весной и с пастбищ рано сойдёт снег.

Помогите фермерам!

Вопрос о последствиях неурожая 2023 года взяла под особый контроль прокуратура области. Её вмешательство потребовалось, чтобы защитить интересы пострадавших аграриев.

— Анализ статистики в разрезе районов показал, что значительные потери понес ряд крестьян, — констатирует начальник третьего управления прокуратуры ВКО Жандос Коныров. — В Уланском районе не убрано 14 процентов, в районе Алтай — десять, в Шемонаихинском районе — три, Глубоковском — 2,5 процента урожая. В Риддере осталось в полях 45 процентов. Некоторые предприниматели, имеющие небольшое количество посевных площадей, потеряли свой урожай практически полностью. Пшеница проросла на полях и не подходит для реализации на муку. Предприниматели несут убытки. Семена, закупленные по 180 тенге за тонну, будут проданы практически по 70 тенге. Как следствие, сегодня сельхозтоваропроизводители не имеют возможности реализовать свой урожай, в дальнейшем осуществить выплаты по займам финансовым институтам да и в целом подготовиться к будущей посевной кампании: закупить ГСМ, пестициды, семена. Не говоря уже об имеющихся обязательствах перед работниками и обязательных налоговых отчислениях. Экспресс-анализом мы насчитали 17 крестьянских хозяйств, которым требуется помощь от государства.

Экспертный совет по защите прав предпринимателей при прокуратуре ВКО рекомендовал составить реестр крестьянских хозяйств, требующих поддержки ввиду потерь урожая. На республиканском уровне были предложены следующие меры поддержки пострадавших хозяйств: выделение дополнительного объёма дизтоплива для сушки зерна, пролонгация кредитов и лизинга (со стороны финансовых институтов каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке), ускорение процесса покрытия долгов по субсидиям.

На последнем — аграрии настаивают особо. В области сложилась ситуация, когда задолженность государства по субсидиям тянется из года в год. Несмотря на необходимость рассчитаться по долгам за прошлый год, общая сумма финансирования не увеличивается. А значит, субсидии заканчиваются задолго до конца календарного года. И вновь фермеры, немало пострадавшие от погоды, работают в долг.

По данным управления сельского хозяйства ВКО, в 2024 году планируется закупить для аграриев 26 тысяч тонн удобрений. На субсидирование их стоимости выделено 4,1 миллиарда тенге.

Финансово-кредитные организации пообещали прокуратуре ВКО, что те пострадавшие хозяйства, у которых подойдёт срок обязательств по кредитам, смогут получить техническую реструктуризацию долга. Для этого необходимо будет предоставить акт, подтверждающий потери урожая.

В любом случае, не расслабляемся. Прошлый год выдался трудным, и нынешний начался не легче. Продовольственная безопасность ВКО и региональная товарная самодостаточность, о которой постоянно твердит глава региона, в этих условиях выглядит особенно актуальной.

Ирина Плотникова