Работы шемонаихинского художника Бориса Морозова выставлены в Лувре!

Работы шемонаихинского художника Бориса Морозова выставлены в Лувре! | Шемонаиха Noks.kz
Борис Морозов

20 июля в Гуманитарно-техническом колледже откроется персональная выставка члена Союза художников СССР и Казахстана Бориса Филипповича Морозова, приуроченная к его юбилею, где будет представлено более 80 работ мастера.

Жанры различны: пейзаж, портрет, картины-размышления и картины-откровения. Много новых работ мастера, в которых, простите за тавтологию, предстал совершенно новый Морозов: другие краски – более сочные и яркие, новые сюжеты. Но… описывать сюжеты картин я не стану  -  ведь в каждом полотне зашифрован свой код, художник даёт нам лишь тонкие намёки, а ключ к их пониманию хранится в нас самих.

Накануне юбилея мне хотелось поговорить с мастером об отношении к искусству, вере, красоте. Хотя, пожалуй, всё это и так читается в его картинах.

Для художника открытие персональной выставки – это своеобразное подведение итогов: момент торжественный и в то же время волнительный.

- Борис Филиппович, с момента вашей большой персональной выставки прошло несколько лет. Что в вашем творчестве изменилось за это время?

- За это время мои работы приняли участие в семи Международных выставках. Одна из них как раз проходит сейчас в Европе: в рамках фестиваля «Открытая Сибирь» мои работы в составе других выставлен в Парижском Лувре. Когда-то моей мечтой было побывать в Лувре, посмотреть на великие творения Леонардо да Винчи, Теодора Жерико, Антонио Канова, Микеланджело. Но то, что мои работы будут выставлены в одном из величайших музеев мира, и думать не смел.

Ещё знаменательной для меня стала выставка, которая прошла в декабре прошлого года в Екатеринбурге. Выставочный зал, где были представлены мои картины, соседствовал с залом всемирно известного художника Марка Шагала. Это огромная честь выставляться рядом с таким великим мастером, на работы которого я когда-то  ходил посмотреть в Пушкинский музей в Москве. А с другой стороны - очень приятно, что мои работы оценили настолько высоко, что посчитали возможным расположить их рядом с полотнами великого Шагала.

Также моя работа «Оставляющий след» вошла в международный арт-проект «Ангелы мира», в котором участвовало 365 (по числу дней в году) работ художников со всего мира.

- Вы невероятно работоспособный художник. Можете сказать, сколько полотен было написано с момента предыдущей юбилейной выставки, которая проходила  5 лет  назад?  

- Не ошибусь, если скажу, что более 50 работ.

- Борис Филиппович, есть такое мнение, что язык живописи, музыки, архитектуры всем понятен и не требует перевода. Спорить с этим бессмысленно, но и отрицать национальную специфику нельзя. Ведь генетическая память есть у каждого народа. В сюжетах многих ваших картин предстаёт древняя Русь, много работ на тему христианства. А вы сам – верующий человек? Что для вас Бог?

 - Я - русский человек, и не только по национальности, но и по духу. И этим всё сказано. Меня всегда манила древняя Русь – Русь языческая, дохристианская. И здесь, пожалуй, я солидарен с Лениным, который считал, что религия – опиум для народа. Смысл славянского язычества заключается в почитании природы, любви к ней и уважении. Славяне создали особый образ мира, в котором центром является Природа - как великая всепорождающая сила. Природа понималась как живой организм,  а у всего живого есть душа. В ней все закономерно. И один из главных законов – это закон гармоничного со бытия с природой. Высшей ценностью для людей выступало продолжение рода – плодородие. Земля с незапамятных времен считалась одновременно естеством и божеством. Славяне называли ее Матушкой – праматерью всего живого. И если пахали её, то просили прощения. Если рубили дерево, объясняли - для чего. Человек жил в гармонии с природой и поклонялся тем стихиям, без которых, действительно, нет жизни – солнцу, воде, огню… А чему поклоняется человечество сейчас? Возомнили себя властителями земли и творят, что хотят, а взамен техногенному прогрессу получают катаклизмы. Уничтожая природу, сами себя загоняют в угол. А природа кричит, предупреждает: «Не надо так со мной!» Но человек как будто всего этого не замечает. На эту тему у меня есть работа «Апокалипсис».

Всё больше я прихожу к пониманию того, что природа и есть Бог – в ней всё самодостаточно и гармонично.

- Какую роль в вашей жизни играет красота? Что необходимо человеку, чтобы научиться видеть прекрасное?

- «А если это так, то что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Это Николай Заболоцкий.

Красота – неотъемлемая часть жизни. Видеть, слышать и ощущать красоту – это то же самое искусство, очень полезный навык, делающий существование радостней и интересней.

- В чем, по-вашему, истинная красота людей, которая может спасти мир?

 - Равнодушие губит людей, эгоизм, исчезает доброта. Человек боится открытости,  и во многом от недопонимания. А истинная красота – это в первую очередь широкая душа, красивый внутренний мир, внутренний огонь, который переплавит любые страдания в радость. Тот самый «огонь, мерцающий в сосуде».

- Какое человеческое качество важнее всего при создании произведения искусства: концентрация, терпение, вдохновение?

- Ну, конечно, несмотря на необходимое вдохновение, обязательно должны присутствовать трудолюбие и терпение. Не нужно забывать, что хорошее произведение - это всегда труд.

К тому же искусство не терпит фальши. Честность – по отношению к себе, к зрителю: это качество обязательно должно присутствовать в художнике.

 - Приходилось ли вам заставлять себя браться за ту или иную работу?

 - Приходилось, но, как правило, ничего хорошего в этот момент ты не сделаешь. Должна быть особая атмосфера вокруг, гармония.

- Является ли для вас искусство инструментом познания мира?

- Безусловно. Всякий творческий человек познаёт не только мир, но и себя в нём. Искусство многое открывает. Порой случается так, что ты сделал работу и не понял её. Как будто кто-то вложил этот замысел в твою голову. Но проходит какое-то время и, словно озарение, приходит понимание. Получается, что в определённый момент работа тебя переросла. И именно благодаря ей тебе стали понятны какие-то истины.
- Что Вы думаете об искусстве будущего? Какие направления будут развиваться?

- Я чувствую, что грядёт возрождение классики. Скоро шелуха отвалится - иначе и быть не может.

Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Брюллов, Суриков, – вот непревзойдённые мастера. Вот настоящее искусство, на которое надо равняться.

- А есть ли в живописи какие-то темы, которые вас совсем не привлекают?

- Я не понимаю тех, кто пишет свои картины с фотографий. Ну чем они отличаются от этих снимков? Там нет жизни, как и в натюрмортах.

Кстати, я не люблю натюрморты – они напоминают мне открытки. И сам перевод с французского - "мертвая природа". Хотя этот жанр крайне полезен для первоначального ознакомления студентов с живописной грамотой.

Мне же ближе изображение природы, человека, его отношения к природе, к жизни.

- На многих ваших полотнах запечатлены женские образы, не трудно догадаться, кто являлся прототипом ваших героинь.

- Я благодарен судьбе за то, что рядом со мной более 25 лет находился человек, ради которого мне хотелось творить, человек, привнесший в мою жизнь гармонию – это моя супруга Наталья. Рядом с ней были написаны мои лучшие картины.

- Что бы вы хотели сказать своему зрителю?

- Я очень люблю и ценю своих зрителей. Шемонаихинский зритель – самый внимательный, с особым огоньком неравнодушия и сопричастности в глазах. Я хотел бы пожелать в первую очередь здоровья. Прежнего отношения и внимания к моим работам. Чтобы приходили на выставки не только моих работ, но и моих учеников. В них - моё продолжение.

- Если бы не живопись, чему была бы посвящена ваша жизнь?

- Сложный вопрос. Я никогда и не думал, что будет по-другому. Спорт в моей жизни был всегда, но только, как хобби. Наверное, стал бы тренером. Но всё равно, так или иначе, моя жизнь была бы связана с детьми, с преподаванием.

- Что вы думаете о будущем человечества?
- Есть лишь два пути: объединиться и совместными усилиями решать стоящие перед всем человечеством проблемы или исчезнуть, как биологический вид. У человечества, объединенного не всемирным правительством и не одной религией, а единой целью – целью гармоничного существования в этом мире и вечными общечеловеческими ценностями, только у такого человечества есть будущее.

Елена ГРИГОРЬЕВА

Комментарии
14 октября 2019
0