Родители и педагоги пытаются не допустить расформирования школы № 11 Риддера

Родители и педагоги пытаются не допустить расформирования школы № 11 Риддера | Риддер Noks.kz
Вокруг здания школы No 11 разгорелись настоящие страсти

«Уважаемый президент, помогите нам остаться в нашей школе!» — с такой просьбой в своем видеообращении к главе государства Касым-Жомарту Токаеву обратились в минувшее воскресенье учащиеся общеобразовательной школы № 11 города Риддера, передает Noks.kz. Дети, родители и педагоги обеспокоены тем, что отдельные представители общественности стали активно добиваться передачи здания 11-й школы школе-гимназии с казахским языком обучения «Шанырак» И это накануне учебного года.

Новое учебное заведение на 600 мест по проекту «Комфортная школа» в Шестом микрорайоне Риддера начало работать в прошлом году. Его торжественно открывал экс-аким ВКО Даниал Ахметов. В школе обучаются дети на государственном и русском языках. С этого года здесь планировали открыть коррекционные классы для детей с особыми образовательными потребностями. Но в связи с притязаниями на здание школы судьба детей оказалась под вопросом: пошли разговоры о том, что школу могут расформировать, и тогда учащимся придется идти в другие переполненные учебные заведения, а кабинет коррекции и вовсе останется без помещения.

Родители и педагоги пытаются не допустить расформирования школы № 11 Риддера

Мы решили разобраться в сложившейся ситуации.

На каком основании?

Надо отметить, что информационная кампания по передаче здания школе "Шанырак" сторонниками данной позиции ведется уже некоторое время с подключением республиканских СМИ, включая такой оппозиционный ресурс, как "Радио Азаттык" ("Радио свобода"). Сторонники аргументируют свою позицию следующим образом. Они говорят, что давно добивались у властей нового учебного заведения. Школа-гимназия «Шанырак» сейчас разделена на два корпуса для начальных классов на улице Победы (бывшая 8-я школа) и для среднего и старшего звена на улице Безголосова (бывшее здание лицея). Эти строения, по словам родителей, очень старые и находятся в аварийном состоянии. Корпус на Победы 1936 года постройки, другой 1958 года.

Родители и педагоги пытаются не допустить расформирования школы № 11 РиддераКорпус школы-гимназии "Шанырак" для среднего и старшего звена на улице Безголосова

Квинтэссенцией стало обращение одного из блогеров в Антикоррупционную службу и Генеральную прокуратуру РК, которые впоследствии процитировали ряд республиканских СМИ. Суть обращения свелась к следующим основным претензиям:

  • школа № 11 до сих пор не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  • выпускники девятых классов получили аттестаты об окончании школы № 14 и школы № 3, хотя по факту окончили среднюю школу № 11;
  • несмотря на то что школа № 11 является новой, 8 августа текущего года исполняющий обязанности директора заключила договор о государственной закупке работ по ремонту стеновых перегородок на 24 000 000 тенге из одного источника.

В связи со сложившейся ситуацией 8 августа распоряжением акима Риддера Даулета Батырбаева была создана рабочая группа для мониторинга внутреннего «климата» среди педагогов и родителей двух школ.  При этом заметим, в данную группу не были включены представители родителей учащихся с русским языком обучения, родителей детей с особыми потребностями в образовании, не было специалистов с психологическим образованием. Но были включены представители от Дома дружбы народов, краеведческого музея и даже домохозяйка.

Всё упирается в цифры

Прекрасно понимая и искренне разделяя чаяния родителей и педагогов школы "Шанырак", мы все же решили изучить аргументацию стороны, радеющей за передачу нового здания школе-гимназии "Шанырак". И вот что нам удалось узнать.

Действительно, 25 июня 2008 года акимом Риддера Нурланом Тлемисовым было подписано постановление за № 908 о предоставлении земельного участка площадью 2,6 гектара в Шестом микрорайоне для строительства школы "Шанырак". Однако в 2019 году вышло постановлению № 522 от 19.06.2019, внесшее законное изменение в постановление 2008 года, и в котором земельный участок в Шестом микрорайоне выделили под строительство общеобразовательной школы на 600 мест. А 30 июня 2022 года бывшим акимом области Даниалом Ахметовым было подписано постановление № 151, которое обязывало создать коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа №11".

Что касается аварийности школы, нами не было обнаружено официальных документов, которые бы утверждали данный статус. Но стало известно, что в 2023 году на ремонт школы-гимназии "Шанырак" было выделено 60 000 000 тенге.

Кроме того, отметим, что в Риддере есть еще несколько зданий аналогичных годов постройки, в которых располагаются учебные заведения. Они также не признаны аварийными.

Мы изучили карту загруженности школ в районе новой школы (данные нам были представлены за 2022/2023 учебный год). Рядом располагаются два учебных заведения.

Средняя школа № 3 с русским языком обучения. При проектной мощности на 770 ученических мест имеет загрузку 1045 учеников. Дети учатся в две смены. И это с учетом того, что часть ее учеников уже перешла в школу № 11.

Школа № 14 с государственным и русским языками обучения. При проектной мощности 693 ученических места имеет нагрузку 961 ученик. Дети также учатся в две смены.

Школа-гимназия "Шанырак" с казахским языком обучения. При проектной мощности 666 ученических мест имеет загрузку 578 учеников. Дети учатся в одну смену. Отметим хорошую логистику здания: оно расположено в центре города, здесь проходят все автобусные маршруты. При этом ранее властями Риддера было анонсировано строительство новой школы с казахским языком обучения в одном из самых красивых и зеленых мест города риддерском дендропарке.

Исходя из цифр, решение о формировании школы № 11 как школы с государственным и русским языками обучения кажется нам более чем обоснованным и разумным.

К тому же надо учитывать, что здание новой школы было изначально технически приспособлено для обучения детей с особенными потребностями в образовании. И в этом году в школе было намечено создать для них 100 ученических мест. А как ни крути, для таких детей предпочтительнее школы со смешанным языком обучения.

13 раз отказ!

Тем не менее большое количество вопросов так и остались не отвеченными. Но в пятницу 11 августа состоялось заседание Общественного совета Риддера, куда была приглашена директор школы № 3 Эльвира Бытыкова. Поскольку на момент приема здания новой школы в эксплуатацию и регистрации всех необходимых документов отделом образования Риддера ее назначили куратором 11-й школы, информация была получена, что называется, из первых уст.

Председатель Общественного совета Сергей Ямщиков в первую голову попросил разъяснить, по какой причине 11-я школа получает отказ в выдаче лицензии на ведение образовательной деятельности? А это было 13(!) раз.

Эльвира Бытыкова рассказала, что сложности возникли уже на первоначальном этапе, когда нужно было провести регистрацию объекта и процесс приема-передачи земли и здания школы от заказчика управления строительства, энергетики и ЖКХ ВКО.

— Когда дело коснулось жизнеобеспечения здания — свет, вода, тепло, — по каждому из этих пунктов приходилось биться, потому что на тот момент не было техпаспорта и акта на землю, — пояснила Эльвира Бековна. — Когда закладывался проект, данный пункт не учелся, хотя во всех СНиП прописано, что заказчик обязан сам сделать это за свой счет. На данный момент школа уже заключила договор, и 16 августа акт на землю и техпаспорт будут готовы.

Кроме того, возникли проблемы с обеспечением школы библиотечным фондом и лабораторным оборудованием. По словам Эльвиры Бековны, несколько раз администрация школы задавала вопрос управлению образования ВКО: почему, зная правила лицензирования, областное ведомство не заложило средства на закуп книжного фонда и покупку необходимого оборудования для оснащения лабораторий предметных классов по химии, физике и биологии?

— Мы 13 раз подавали заявку на лицензирование с 17 апреля. Я сама три раза отклоняла заявку, потому что нам сами же специалисты отдела лицензирования департамента по обеспечению качества в сфере образования ВКО не могли пояснить, каким образом мы будем ее подавать, то есть не смогли вовремя поднять документ 2016 года, в который внесли изменения по лицензированию, — констатирует Эльвира Бытыкова.

В итоге к моменту, когда нужно было выдавать выпускникам аттестаты для поступления в другие учебные заведения, школа лицензирование так и не прошла.

— Почему дети получили аттестат других школ — № 3 и № 14? Это была вынужденная мера, потому что решалась судьба 21 выпускника. Это были действия, согласованные с отделом и управлением образования, — поясняет куратор школы.

— Вопрос с лабораториями мы уже отработали. На 3 миллиона 700 тысяч тенге была произведена закупка оборудования. На 600 тысяч тенге произошла экономия, и мы ее направили на пропитку крыши здания, по которой тоже генеральный застройщик и заказчик не отработали, а без этого через год в октябре мы снова не получим разрешение по пожарной безопасности, — пояснила Эльвира Бытыкова.

По учебникам, кстати, школа тоже уже решила вопрос книги пришли в школу. Оборудование для оснащения лабораторий предметных классов, по данным отдела образования Риддера, должно прийти к 20 августа, то есть получение лицензии это уже дело времени.

Родители и педагоги пытаются не допустить расформирования школы № 11 РиддераУчебники уже доставлены

Признана нелегитимной

Информация, озвученная Эльвирой Бытыковой, была подтверждена 14 августа на собрании родителей учащихся данного учебного заведения, прошедшем с участием заместителя аима ВКО Дархана Сапанова, руководителя управления образования области Иннесы Чернышёвой и акима Риддера Даулета Батырбаева.

Родители и педагоги пытаются не допустить расформирования школы № 11 РиддераАким Риддера Даулет Батырбаев, заместитель акима ВКО Дархан Сапанов и руководитель управления образования области Иннеса Чернышёва на встрече с родителями учеников школы No 11

Но прежде было озвучено, что создание и работа мониторинговой группы по школе № 11 были нелегитимными.

— Мониторинговая группа неправомочна принимать такие решения, — сказал заместитель акима ВКО Дархан Сапанов. — Есть управление образования, которое принимает решение по школам, есть областной акимат. Свои выводы эта комиссия еще не сделала. И так как она была неправильно создана, мы находимся сегодня здесь, чтобы сообщить вам, что решение будет принято нами совместно с управлением образования. 

В свою очередь, руководитель управления образования ВКО Иннеса Чернышева пояснила ситуацию, почему 11-я школа до сих пор не прошла лицензирование, хотя подавала заявки на получение документа 13 раз!

— Школа открывалась в сентябре (прошлого года — прим. ред.). По законодательству в течение шести месяцев она может подавать на лицензирование. К сожалению, в феврале, когда закончился этот срок, департаментом по определению качества в сфере образования ВКО были выявлены некоторые недоработки. Недостаточным был библиотечный фонд и неукомплектованы были лаборатории химии, физики, биологии, географии и так далее. На сегодняшний момент этот вопрос уже решается, библиотечный фонд уже есть. Все конкурсные процедуры, которые необходимо пройти для оснащения лабораторий, сейчас в действии. Независимо от языка обучения, школа должна получить эти комплектации. К сожалению, когда школа достраивалась, были не учтены эти моменты. Но это не критично: школа возводится, закупается мебель и все самое необходимое, а доукомплектация происходит позже. Так бывает, — сказала глава управления образования области.

Действительно, все необходимые 11-й школе комплекты учебников уже пришли. Частично закуплено и продолжает закупаться оборудование для лабораторий. По информации руководителя отдела образования Риддера Любови Микульской, оно должно прийти 20 августа. То есть получение лицензии, на которую в очередной раз подана заявка, – дело времени.

Также был задан вопрос и о том, действительны ли аттестаты о среднем образовании, которые были выданы выпускникам новой школы другими учебными заведениями.

— Что касается законности или незаконности аттестатов, я вам сейчас на 100 процентов сказать этого не могу. Но такие процедуры у нас уже были, когда школа по определенным причинам не проходила аттестацию. Аттестаты выдавались от другого учебного заведения, поскольку дети освоили общее среднее образование. Тем самым мы подтверждаем, что они действительно учились, действительно получили знания, сдали экзамены, и документ государственного образца они получали в другом учреждении.

Не лишайте нас будущего

Но вот вопрос, на который мы так и не услышали ответа судьба коррекционных классов.

Родители беспокоятся, что более ста особенных детей в Риддере могут остаться без коррекционной помощи. Связано это не только с конфликтом по зданию школы, но и с тем, что один из сторонников передачи здания школы-гимназии "Шанырак" направил обращение в Антикоррупционную службу и Генеральную прокуратуру РК в том числе и по вопросу нарушения Закона "О государственных закупках". Вот что написал блогер: "СШ № 11 является новой школой, однако 08.08.2023 г. и. о. директора Лопатина О. заключила договор о гос. закупке работ по ремонту стеновых перегородок на 24 000 000 тенге из одного источника с РГП на ПХВ «Енбек-Оскемен».

По этому вопросу нам дали развернутое пояснение.

КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции города Риддера» на бесплатной основе оказывает комплексную помощь детям с различными диагнозами: задержкой психического развития, речевого развития (недоразвитие речи первого, второго, третьего уровеня, ротацизм и так далее), умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата. Это все те ребятишки, которые не могут обойтись без квалифицированной поддержки специалистов. С 2004 года и до недавних пор кабинет психолого-педагогической коррекции размещался в тесных помещениях на проспекте Независимости, в том же здании, где сейчас находится Центр адаптации несовершеннолетних. Там был узкий коридор, не было раздевалки и зала ожидания для родителей. Детей приходилось забирать по очереди. Методические и педсоветы, семинары коллективом учреждения проводились в учебном кабинете, так как больше не было места.

— Переодеться и оставить вещи нам было негде. В коридоре мы переобувались и переодевались. В одном помещении был объединен музыкальный и спортивный залы. Мой старший ребенок — аутист, он все время отвлекался от уроков физкультуры на музыкальные инструменты, а переключить таких деток сложно. У младшего сына расстройства аутистического спектра. Мы год стояли с ним в очереди, потому что детей много, а всех их вместить учреждение не может. Теперь нам пообещали, что будут отдельные кабинеты, больше места и специальное оборудование. Это намного лучше для педагогов и детей, потому что ребенок сможет лучше концентрировать внимание, уровень коррекционной помощи повысится, — говорит мама особенных деток Евгения Фадеева.

Ежегодно кабинет психолого-педагогической коррекции города Риддера обслуживает более ста особенных детей. В основном дошкольников. Все мамы и папы этих деток ждут возможности получать коррекционную помощь в более современных, а значит более эффективных условиях. В апреле этого года учреждению выделили 391 квадратный метр помещений в здании новой школы № 11.

Что касается информации о государственных закупках и коррупционной составляющей. Данная информация вызвала недоумение у родителей. 21 миллион тенге был выделен фондом «Парыз» при содействии руководства области как раз для оснащения кабинетов коррекции. В данный момент закупается все необходимое оборудование, мебель и материалы. На выделенной в безвозмездную аренду площади планировали создать большой класс для ЛФК и музыкальной ритмики, игровую и сенсорную комнаты, кабинеты психолога и Монтессори, методический кабинет. Предполагается, что в учреждении будут работать два логопеда для ребят с казахским и русским языками обучения. Большие комнаты для коррекции не нужны, так как занятия проводятся индивидуально или небольшими группами. Именно по этой причине здесь начались ремонтные работы завозят гипсокартон, алинекс и водоэмульсионную краску, чтобы установить перегородки.

Сегодня, по словам директора КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции города Риддера» Людмилы Меховой, работа по оборудованию коррекционных классов приостановлена. Дальнейшая судьба госучреждения не известна. Если здание 11-й школы передадут школе «Шанырак», особенные дети могут остаться без помещения, и это накануне учебного года.

— Я прошу руководство города и области при принятии решения обязательно учесть тот факт, что нашему учреждению в крыле здания 11-й школы выделен 391 квадратный метр в безвозмездную аренду. Сейчас 72 ребенка с особыми образовательными потребностями ждут зачисления, но мы не можем их зачислить. Все работы по оборудованию кабинетов прекращены. Создалась такая ситуация, что теперь мы не знаем, что нам делать. Я переживаю за судьбу своего коллектива, за детей, которые должны вовремя получать помощь. Прошу вас принять правильное решение, — вопрошает Людмила Мехова.  

Родители и педагоги пытаются не допустить расформирования школы № 11 РиддераРабота по оборудованию коррекционных классов приостановлена

Консенсус найден?

Конечным событием в противостоянии сторон на этой неделе стало общее собрание родителей школы № 11 и школы-гимназии "Шанырак". Заместитель акима ВКО Дархан Сапаев провел его в жестком организационном и дисциплинарном ключе, что не позволило дискуссии свалиться в базарные разборки. По его итогам официальными структурами была распространена следующая информация.

"К компромиссному решению пришли стороны в ходе обсуждения проблемной ситуации двух школ Риддера."

Весь день заместитель акима ВКО Дархан Сапанов общался с родительской общественностью гимназии «Шанырак» и школы № 11. Собравшиеся пришли к решению, которое удовлетворило обе стороны.

— Сегодня принято решение, что будет обследовано здание школы «Шанырак» на предмет аварийности или требований ремонта. И если оно действительно требует ремонта, школа будет передислоцирована в здание 11-й школы со своим преподавательским составом, директором, и все ученики будут переведены, — сказал Дархан Сапанов.

При этом он подчеркнул, что все дети, которые учатся в 11-й школе, продолжат обучение там же. Дархан Сапанов заверил, что управление образования ВКО и аким города держат этот вопрос на контроле.

Напомним, длительный спор, разгоревшийся в соцсетях между родителями двух школ, заключался в том, что представители гимназии «Шанырак» настойчиво требовали предоставить новое здание в связи с аварийностью своего помещения. А родителей учеников школы № 11 насторожили распространившиеся слухи о возможном выселении.

При этом все опасения породила не официальная позиция властей, а слухи и домыслы, активно распространяющиеся в социальных сетях. По инициативе региональных властей стороны впервые сели за стол переговоров".

Конечен ли компромисс? Полной уверенности нет. И об этом говорят комментарии на новость в социальных сетях. Вот только некоторые из них (стилистика и орфография сохранены).

"После переселения такое начнется. Двух медведей в одну берлогу".

"Я вообще представить не могу 430 детей шанырак со своим директором учетилями, поварами, тех персоналом, 11 шк смешаного обучения 500 детей со своим директором и персоналом и еще забыли что дети коррекционные поступят к нам около 100 детишек, больше 1000 человек будут в школе на 600 мест рассчитанной".

"Вы серьезно собираетесь два юридических лица поместить под одной крышей? При том что лично я не услышал ответ, что эта мера временная... И никто не задумывается, что в итоге получится только хуже: начиная с юридических моментов и заканчивая территориальным проблемами и социальной напряженностью. Потому что начнутся конфликты между детьми и родителями".

И высказанные опасения в этих комментариях выглядят обоснованными. Но в любом случае надо отметить, властям удалось посадить противоборствующие стороны за один стол и удержать ситуацию. Что будет дальше? Будем следить.

Комментарии
7 сентября 2023
0