В Казахстане ожидается значительное подорожание подсолнечного масла
В последнее время в республиканских СМИ то и дело поднимается вопрос роста стоимости растительного масла. У многих вызывает опасение тот факт, что продукт первой необходимости, входящий в список социально значимых товаров, может перейти в разряд дорогих деликатесов. Ведь, по слухам, уже в марте следует ожидать 20-процентный скачок цен. В чем причины подобного прогноза, разбирался Noks.kz со ссылкой на YK-news.kz.
На неискушенный взгляд горожанина, плантации солнечного цветка в ВКО весьма обширны. Стоит ли жителям столь благодатного края бояться того, о чем с начала года с маниакальным упорством твердят средства массовой информации? Может ли внезапно подскочить цена на продукт, сырье для которого выращивают в непосредственной близости от производства?
По данным областного управления предпринимательства и инновационного развития ВКО, на 16 февраля цена на подсолнечное масло по городу Усть-Каменогорску составила 617 тенге за литр, что на 3,5 процента выше, чем в прошлом году.
— При этом субъектам внутренней торговли разрешено устанавливать размер предельной торговой надбавки не более 15 процентов, — прокомментировал руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Бакытбек Кизатов.
То есть получается, что стоимость продукта за прошедший год выросла на 100 - 150 тенге. И, как выясняется, это вовсе не предел.
Основную причину роста цен в управлении предпринимательства видят в сокращении посевных площадей с 441,7 тысячи гектаров в 2019 году до 420,5 — в 2020-м. Но непосредственные производители считают иначе.
— Причинами подорожания подсолнечного масла являются высокие экспортные цены на сырье, высокий объем экспорта подсолнечника из Казахстана, а также снижение урожайности в прошлом сезоне в основных странах-производителях продукта, — пояснил директор ТОО "Усть-Каменогорский маслозавод" Тельман Мухаметкаир. — Как следствие, на текущий момент предложение от сельхозпроизводителей поступает по очень завышенной цене, а около 80 процентов себестоимости подсолнечного масла составляет сырье.
Вот тебе, бабушка, как говорится, и Юрьев день! Оказывается, тот подсолнечник, который в изобилии зреет на наших полях, используется отнюдь не для производства товара на местных предприятиях. Вокруг банальных семечек вообще творятся чудные дела! Подсолнечник буквально с полей скупается трейдерами, которые занимаются экспортом сырья. Согласно информации департамента агропродовольственных рынков МСХ РК, в прошедшем году более половины всего урожая было вывезено за рубеж. В результате казахстанские маслозаводы вынуждены были импортировать сырье. Многие страны, среди которых оказалась и соседняя Россия, ввели высокие таможенные пошлины на вывоз подсолнечника, дабы защитить отечественных производителей. Но Министерство сельского хозяйства Казахстана по-прежнему предпочитает экспортировать сырье, а не готовый продукт. А производители и потребители, как говорят в Одессе, имеют от этого большую проблему.
— Трудно сказать, когда планируется повышение, так как на сегодняшний день прогнозировать уровень роста цен на сырье не представляется возможным, — разводит руками Тельман Мухаметкаир. — Одно ясно, его не избежать, так как идет конкуренция с компаниями-трейдерами.
И управление предпринимательства, и руководство УК МЗ уверяют, что подсолнечное масло останется в списке социально значимых продуктов, которые реализуются по себестоимости. Но вот только она вряд ли останется прежней, когда отечественному производителю так явно вставляют палки в колеса.
— Поскольку на сегодняшний день высок отток сырья из РК, возможен даже вариант остановки производства в летний период из-за его нехватки, и есть риск, что сырья для полноценного функционирования нашего предприятия не хватит до нового урожая, — сетует директор УК МЗ.
Метод "большого хапка", характеризующийся быстрыми продажами всего и вся, изжил себя еще в лихие девяностые. Государство, заботящееся о благосостоянии своих граждан, не должно практиковать подобную экономику. Будем надеяться, что в Минсельхозе все-таки вспомнят простейший постулат, гласящий, что наибольшую выгоду приносит экспорт готового продукта, а не сырья, а также то, что основу любого рынка формирует массовое потребление, которое питает именно дешевый товар.
Мира Круль