Город Усть-Каменогорск Сегодня

28 марта Четверг 2024, 15:20

В ВКО ликвидируют последствия дистанционного обучения

09:30 28 Ноябрь 2021
0
В ВКО ликвидируют последствия дистанционного обучения

Фото: Ирина Плотникова

Пандемия коронавируса заставила весь мир искать способы обучать детей дистанционно, без контакта с одноклассниками и учителями. Пять учебных четвертей, которые провели за домашним компьютером ученики Казахстана, развенчали цифровую утопию. Срезы знаний, проведённые после выхода школьников в привычный формат обучения, не радуют своими результатами. Озабоченность по поводу качества знаний при обучении в дистанционном формате высказывает сам Президент РК. Какие меры предпринимаются в школах ВКО, чтобы выровнять ситуацию, изучал корреспондент YK-news.kz.

Парадоксы "дистанционки"

Входные срезы знаний и умений традиционно проводятся в сентябре, чтобы выяснить, насколько сохранился в головах детей после весёлого лета учебный материал, изученный в прошлом году. Ещё в конце 2020/2021 учебного года учителя забили тревогу, утверждая, что вернувшиеся с "дистанционки" дети в большом проценте случаев не приобрели за год новых знаний и даже утратили ряд прежних навыков. Эти опасения подтвердились.

— По итогам первой учебной четверти качество знаний учащихся составило 60,1 процента, что на четыре процента ниже показателей первой четверти 2020/2021 учебного года, — сообщает руководитель управления образования ВКО Сайрангуль Жумадилова. — Справочно: качество знаний по итогам первой четверти 2020/2021 учебного года составило 64,1 процента. Касательно итогов аналогичного периода 2019/2020 учебного года качество знаний возросло на три процента. По итогам первой четверти 2019/2020 года оно составляло 57,1 процента.

Природу этого парадокса нам прояснила в частной беседе опытный учитель английского языка одной из городских школ:

— Дети потеряли не только речевые навыки, но и способность обучаться вообще. Приобрели лишь способность списывать. Даже сейчас, когда я даю готовые тесты из учебника, они тут же открывают их в интернете, даже не пытаются задуматься. Нынешний процент качества знаний просто неизбежен. Кто бы ни учил этих детей в прошлом году, результат был бы тем же самым. Они лежали на диване, как-то там отвечали. Оценки были высоченными. А знаний не было.

Ей вторит учитель математики:

— Будем честными — на "дистанционке" дети списывали. А теперь пришли в класс, и пошли реальные результаты.

Считаем потери

Управление образования ВКО выделило предметы, в наибольшей степени пострадавшие при дистанционном формате изучения.

— По итогам первой четверти 2021/2022 учебного года качество знаний учащихся по предметам естественно-научного цикла на 0,99 процента ниже показателей первой четверти 2020/2021 учебного года, — констатирует Сайрангуль Жумадилова. — По предметам общественно-гуманитарного направления по итогам первой четверти 2021/2022 учебного года качество знаний учащихся на 2,3 процента ниже показателей первой четверти 2020/2021 учебного года. Наблюдается общее снижение качества знаний по физике, химии, математике. В рамках гуманитарного цикла снизилось качество знаний по иностранному языку и истории Казахстана.

Мы обратились к предметникам, чтобы понять, что оказалось утраченным и насколько это может сказаться на дальнейшем обучении детей. Оказалось, что изучение математики уже в пятом классе невозможно, если в начальной школе не была выучена наизусть таблица умножения. Дети разучились зубрить, а формулы и теоремы надо заучивать. Пострадали также навыки устного счёта.

— Калькулятор у детей всегда под рукой, дистанционно это не проконтролируешь, — подчеркивает учитель математики. — Сколько бы я ни высылала индивидуальных заданий, всё равно считали они не в уме.

Между тем на математических знаниях и умениях во многом базируются такие предметы, как физика и химия, где также требуются вычисления.

— С английским вот какая проблема, — поясняет учитель иностранного языка. — Дело в том, что язык — живой. Если мы не разговариваем, он умирает. Язык нуждается в тренировке так же, как любая часть тела. Он у детей частично атрофировался. Нынешние результаты — из-за того, что дети разучились учиться. Они просто не делают домашние задания, вместо этого пытаются где-то взять готовые ответы.

История Казахстана, по словам предметников, сильно пострадала потому, что дистанционно не было возможности отрабатывать картографические навыки. А изучение этого предмета невозможно без представления об историческом пространстве. Даты и факты тоже нужно учить наизусть. Без тренировки они забываются.

— Западает умение логически делать выводы из конкретных фактов, — признаёт преподаватель истории. — А если ребёнок факты неверно интерпретировал, то вывод получится неверный. Причинно-следственные связи ещё как-то выявляют, а выводы делать они же обычно учатся именно в классе, в ходе совместной работы с учителем. Ещё одна беда — современные дети немного оторваны от жизни. И каких-то исторических реалий они просто не могут себе представить. Например, как осуществляется кочёвка с зимних пастбищ на летние. Они в жизни не имели дела с кочевым скотоводством. Если не посмотрели видео, не обсудили с учителем, могут сочинить такое, чего не бывает в жизни. Рисуем схемы, объясняем, как это происходит.

Тревожат педагогов не только плохо усвоенные темы. Потери наблюдаются и в развитии психики детей. Среди навыков, утраченных за время обучения в режиме онлайн, учителя называют способность к совместной работе. Учащиеся привыкли решать задачи индивидуально. Между тем обновлённое содержание образования предполагает, что знания дети должны добывать совместно. Утрата навыка работы в группе делает невозможным использование, скажем, проектной технологии.

— Не могут сделать проект даже в 10 классе, — констатирует учитель английского языка. — Мы же всегда этим занимались. Теперь каждый сам себе что-то громоздит, а собрать вместе не получается. Разрушены межличностные связи.

Ищем пути

Одной из трудностей, которые приходится преодолевать учителям и школьникам сегодня, является необходимость опираться при изучении нового материала на темы, которые были недостаточно усвоены в ходе изучения курса прошлого года. Ведь учебные программы остались прежними, они рассчитаны на изучение нового материала с минимальным повторением предыдущего, а не на повторное изучение тем прошлого года.

— Основными показателями для организации работы по восполнению потерь в знаниях обучающихся являются пробелы в знаниях по учебной программе предмета, недостаточный уровень развития личностных качеств, проявления самостоятельности, организованности, необходимых для успешного обучения, эмоциональный дискомфорт, — перечисляет Сайрангуль Жумадилова.

Управление образования рекомендует педагогам алгоритм работы с обучающимися. Этот алгоритм включает совместное планирование уроков несколькими педагогами, алгоритмизацию учебной деятельности по анализу и устранению ошибок, сопровождение и консультирование в ходе учебной деятельности. Сегодня каждый предметник самостоятельно разрабатывает алгоритм восполнения утраченных или недостаточно усвоенных знаний по предмету. Причём делается это не только на весь класс в целом, но и на каждого конкретного ученика.

— У каждого из нас есть специальный план работы по пробелам, — делится опытом учитель иностранного языка. — В календарном планировании у меня записаны параллельно языковая и грамматическая темы. При изучении языка мы идём от простого к сложному. Та же грамматическая тема могла изучаться и в прошлом году, только на более простом уровне. Теперь я объединяю материал прошлого и нынешнего года, показываю детям разницу. Соединяю проверочные тесты прошлогодние и нынешние. Языковые темы мы отдельно не вписываем. Они тоже повторяются из года в год, поэтому просто добавляем новые слова. Упор при повторении на грамматику.

— В начале года мы провели контрольные срезы, выявили основные ошибки, — описывает алгоритм работы учитель математики. — А потом на каждом уроке включаем задания, которые вызвали больше всего затруднений. Так всегда делалось, даже без дистанционного обучения.

Несмотря на выход на занятия в режиме офлайн, педагогам рекомендуется не отказываться от дальнейшего использования дистанционного обучения.

— Я сейчас занимаюсь на курсах "British Council", так там нам предлагают технологии преподавания, которые не предлагали в прошлом году, — рассказывает учитель английского языка. — Это называется "гибридное обучение": скажем, пять человек сидит в классе, а пятеро занимаются дистанционно. Мне кажется, за гибридным обучением есть будущее. Есть специальные платформы, куда учитель грузит свой урок и показывает его одновременно тем, кто в классе и дома. С этими я разговариваю в классе, а те слышат речь в режиме реального времени, как будто присутствуют на уроке. Делают свои тесты, которые нельзя списать из интернета. Многих учеников это очень огорчает. Им приходится думать.

Работа и контроль

Пока никто не может предложить волшебное средство, чтобы ликвидировать пробелы без дополнительного труда. Рекомендованы занятия в рамках проекта "Ученические субботы", каникулярной школы. Правда, последняя действует исключительно по желанию самих детей и их родителей. Нетрудно понять, что добровольно ликвидировать пробелы идут дети, которые мотивированы на учёбу. Те же, кто не хочет учиться и в основное школьное время, добровольно во время каникул на занятия не пойдёт.

Мы побеседовали с учениками десятых классов одной из школ Усть-Каменогорска. Ребята прекрасно осознают, что именно потеряли за прошедший год:

— Сложнее всего сейчас по математике, иностранному и химии. Трудно вспоминать то, что учили сами. По математике, например, тему в онлайн-мектебе прошли, потом выходим в школу, а тут новая тема. И ту тему мы уже не разбираем. Непонимание накапливается. Ещё проблема: когда мы вернулись в класс, поначалу было просто трудно высидеть все уроки. Отвыкли.

В качестве средства, при помощи которого они нагоняют упущенное, подавляющее большинство десятиклассников назвало занятия с репетиторами — не менее двух раз в неделю по каждому предмету. Ученики признаются, что на эти дополнительные платные занятия у них уходит всё свободное время.

Учителя и сами дети признают, что ситуация сейчас сложная. Нелегко приходится всем. При этом, по словам наших собеседников, бывают случаи визита в школу разгневанных родителей, недовольных учебными результатами собственного чада. И педагогу приходится тратить время и силы на то, чтобы доказать родителю, что оценка выставлена объективно. Между тем именно сегодня детям нужен родительский контроль, а учителям — сотрудничество со стороны тех, кто окружает ребёнка дома.

— Хочется, чтобы родители нас понимали, — взывает один из педагогов. — Мы же одинаково заинтересованы в качестве образования. Если мы объединимся, то ребёнок никуда не денется — вновь начнёт учиться. Требуется только, чтобы он выполнял домашнее задание. Вы просто посмотрите, делает ли он уроки. Спрашивать, как он сделал, — это уже моя задача. Если вы увидели, что ребёнок получил низкий балл, надо подключаться к проверке домашней работы. Сейчас все текущие формативные оценки доступны через "Кунделик". Там написано, за какое задание или упражнение он это получил. Если вы чего-то не поняли, свяжитесь с учителем через WhatsApp, он ответит. Сейчас дети чего-то не могут, потому что они разболтались за год. Нужно просто взять их под контроль.

Ирина Плотникова