Город Усть-Каменогорск Сегодня

25 апреля Четверг 2024, 03:55

Волонтёры помогли выяснить судьбу бойца из ВКО

15:45 3 Июль 2022
0
Волонтёры помогли выяснить судьбу бойца из ВКО

Несмотря на преклонный возраст, пенсионерка из Белоусовки Мария Горулько (на фото в центре) выразила желание помогать поисковикам

Фото: Ирина Плотникова

Жительница Белоусовки восемьдесят лет ничего не знала о судьбе своего дяди, солдата Великой Отечественной войны. В одной из публикаций YK-news.kz она прочла о том, что в ВКО есть активисты, которые ищут следы бойцов и сообщают об их судьбе семьям. Через газету она связалась с поисковиками. Менее чем через неделю молодёжный поисковый отряд из Серебрянска привёз ей сведения о погибшем родственнике.

Навеки двадцатилетний

Когда дядю Митю забрали на фронт, его племяннице Марусе было всего полтора года. Войну она помнит только по рассказам родителей. Семья жила в селе Братском Бухтарминского района. Когда была построена ГЭС, это село ушло под воду Бухтарминского водохранилища. Марусин отец Иван работал в колхозе комбайнёром. По словам матери, на войну его забрали прямо с поля. Вместе с ними жил перед войной и мамин младший брат Дмитрий. Он также ушёл на фронт. Похоронка на него пришла в начале лета 1942 года. Он так и остался навеки двадцатилетним.

— Мне так всегда жаль его было, — рассказывает Мария Ивановна Горулько. — Он ведь жизни и не видел, осиротел в два года. Моя мама его воспитывала. Деревня была захудалая, сто дворов. Мы на задах жили, самыми крайними. Нищета такая, что страшно рассказывать. Пятеро детей - кто на печке, кто за печкой, кто под печкой. Родители целыми днями в поле. Но семья у нас была хоть и безграмотная, но порядочная.

Рядовой Дмитрий Петрович Тимощенко 1922 года рождения был призван Бухтарминским райвоенкоматом 19 декабря 1941 года. Сражался в рядах 38-й стрелковой дивизии. Это был уже второй состав дивизии, сформированный зимой 1941 года в Алма-Ате. Её первый состав полностью полёг в кровопролитных боях под Смоленском и во время Вяземской операции осенью 1941 года. В марте 1942 года часть, в которую попал Дмитрий Тимощенко, отправилась на Юго-Западный фронт. В мае она начала свой боевой путь с участия в Харьковской наступательной операции.

Эта операция была крупной стратегической ошибкой советского командования. После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой Сталин решил начать наступление на всех направлениях. Задачей Харьковской операции было отсечь немецкую группу армий "Юг", загнать её к Азовскому морю и уничтожить там. Весной 1942 года части РККА сумели переправиться через Северский Донец и завладеть плацдармом в районе Барвенково, который давал возможность наступать на Харьков и Днепропетровск. С 12 мая войска Юго-Западного фронта перешли в наступление и к 17 мая почти вплотную подошли к Харькову. 28-я армия, в составе которой воевал боец из ВКО, действовала на северном направлении и сумела продвинуться вглубь обороны противника на 65 километров.

Но 17 мая немцы начали контрнаступление. Первая танковая армия вермахта ударила в тыл наступающим частям Красной армии. Генштаб предложил отвести войска с Барвенковского выступа, чтобы избежать окружения, но Сталин не дал разрешения на отступление. К 23 мая группировка оказалась в котле. Начались попытки прорвать кольцо и вывести окружённые части. Во время этих боёв 25 мая и погиб двадцатилетний боец из Восточного Казахстана. Всего в "Барвенковской западне" сгинули 270 тысяч человек. В результате разгрома советских войск под Харьковом немцы получили возможность наступать одновременно на Кавказ и Волгу. Остановить их удалось только под Сталинградом.

Отец Марии Ивановны тоже сражался под Харьковом, не ведая, что в тех же краях бился и его зять. Ивану повезло вернуться живым, он был комиссован по ранению. Несмотря на то что на Митю пришла похоронка, в семье его ещё долго ждали. Марусин отец видел сон, будто бы он жив и вернётся. Только через несколько лет пришло письмо от Митиного боевого товарища: "Не ждите, он умер у меня на руках".

Старший волонтёр

Племянница солдата Мария Ивановна Горулько прожила нелёгкую жизнь. Пришлось ей пережить и послевоенный голод 1947 года, когда опухших от недоедания пятерых детей отец с трудом вывез в Киргизию. А в 1990 году пришлось спасаться бегством уже из Киргизии, где началась межнациональная резня в Оше. Мария Ивановна осела в Белоусовке, где продолжала работать бухгалтером вплоть до 79 лет.

Прочитав статью о восточноказахстанских поисковиках, Мария Ивановна позвонила к нам в газету. Она просила о том, чтобы ей помогли связаться с волонтёрами, разыскивающими погибших солдат. К поискам следов Дмитрия Тимощенко немедленно подключились координатор поискового движения в ВКО Зауреш Байкенова, волонтёры из России и поисковый отряд "Жаркын", только нынешней зимой созданный в серебрянской средней школе № 1. Через несколько дней серебрянские поисковики приехали к Марии Ивановне с вестями о погибшем родственнике.

— Мы вам привезли информацию о боевом пути 38-й стрелковой дивизии, где воевал ваш дядя, — рассказывает женщине директор СШ № 1 города Серебрянска Ирина Бесчалова. — Также привезли документы о Тимощенко Дмитрии Петровиче, которые нашли на сайте "Память народа", и карту, где обозначено место захоронения. Он похоронен на Украине, в Харьковской области, в братской могиле, в роще в одном километре юго-западнее села Тернового.

Вместе с директором к пенсионерке приехали руководитель серебрянского военно-патриотического клуба "Кахарман" Анатолий Зубов и участники поискового отряда "Жаркын": десятиклассник Арсений Зимин и одиннадцатиклассница Виктория Мырзагалиева. С момента организации отряда ребята из Серебрянска нашли следы уже 12 погибших красноармейцев из ВКО. Сейчас ведётся поиск ещё по трём именам. Арсений сумел выяснить судьбу двоих своих дедов, один из которых пропал без вести под Смоленском. Теперь активисты из Серебрянска планируют нынешней осенью провести молодёжный форум, чтобы объединить усилия всех поисковиков области.

— Я всю ночь не спала сегодня от волнения, — признаётся гостям Мария Ивановна. — Мама жизнь прожила и не узнала, что сталось с её братом. Даже фотографии дядиной не осталось. Жили бедно, в доме даже света не было, какие уж тут фотографии! Вспоминаю и плачу. Что пережил наш народ!

Несмотря на преклонный возраст, пенсионерка из Белоусовки выразила желание помогать поисковикам. На собственном опыте она убедилась, что даже через годы и расстояния до нас доходят вести с войны. Сегодня Мария Ивановна стала, наверное, самым пожилым участником поискового движения в ВКО.

Ирина Плотникова