Город Усть-Каменогорск Сегодня

19 апреля Пятница 2024, 19:22

Вправе ли учитель повышать голос на детей?

15:40 10 Июнь 2023
0
Вправе ли учитель повышать голос на детей?

В одной из школ Усть-Каменогорска завуч накричала на девочек, нарушивших дресс-код. Сообразительные восьмиклассницы сделали аудиозапись конфликта, а родители обратились в Совет по педагогической этике. Почему столь типичную ситуацию педагоги не сумели разрешить внутри школы? Почему подростки "не слушаются" и что с этим делать, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Волосы Вероники

Две ученицы восьмого класса шли по коридору, щеголяя распущенными волосами. Дежурный администратор потребовала, чтобы девочки привели себя в порядок, но они предпочли убежать. Разгневанный завуч вызвала нарушительниц с урока в свой кабинет и начала отчитывать на повышенных тонах. Она не знала, что одна из девочек ещё за дверями включила диктофон. Можно предположить, что Вероника (имена изменены из этических соображений) знала, в каком ключе пойдёт разговор. По версии педагогов, её неоднократно вызывали на ковёр и отчитывали за нарушение требований к школьной форме и причёске.

Дальше произошло то, что завуч расценила как провокацию. Вероника подошла к зеркалу, чтобы поправить кофту и волосы. Администратор грубо её одёрнула:

— Кто тебе разрешал в наше зеркало смотреться? Встань и стой! Ты, может, ко мне домой пойдёшь и будешь зеркало искать?!

Последовал обмен реп­ликами. На каждую попытку девочек возразить завуч отвечала ещё более резко:

— Рты закрыли обе!

В конечном итоге Вероника выскочила за дверь. По версии администратора, увидев это, она догнала ученицу, извинилась и сочла конфликт исчерпанным. По версии Вероникиной мамы, дочь пришла домой во взвинченном состоянии.

— Я захожу, а моя дочь сидит и ревёт: "Не хочу и не буду ходить в школу!" — рассказывает Елена Владимировна. — Спрашиваю, что случилось. Она мне сквозь слёзы рассказала и дала послушать эту запись. Я хочу знать, правомерно ли так разговаривать с детьми?

Елена Владимировна сочла непедагогичным поступок завуча. Она не пошла в школу, чтобы выяснить подробности инцидента, а сразу же написала заявление в Совет по педагогической этике при департаменте по обеспечению качества в сфере образования Восточно-Казахстанской области.

Обычная история?

Казалось бы, ситуация рядовая. Учитель отчитал учениц, поскольку в уставе школы прописано требование ходить в школьной форме и с аккуратно убранными волосами. В школе пояснили, что Вероника регулярно приходит на занятия в спортивной форме. И по поводу причёски ей делали замечания не раз. Случается ей и опаздывать на занятия. В общем, далеко не идеальный ребёнок. Именно с таких позиций к конфликту подошли в учебном заведении. Завуч повторила свои извинения в присутствии членов Совета по педагогической этике. Чего же боле?

Однако мать обиженной девочки продолжает считать иначе. Она сочла недопустимым резкий тон и повышенный голос педагога вне зависимости от того, насколько серьёзен был проступок.

Выслушав обе стороны, Совет по педагогической этике пришёл к выводу, что завуч и впрямь вы­шла за рамки допустимого для учителя поведения. Администрации школы было рекомендовано за допущение конфликтной ситуации применить к педагогу меру дисциплинарного взыскания по своему выбору. Поскольку неприятный инцидент не был разрешён при помощи воспитательного отдела и психолога, Совет рекомендовал руководству школы взять под особый контроль воспитательную работу и работу психологической службы.

Эти ужасные дети

К сожалению, это не первый скандал между учениками и администрацией, который разгорелся в усть-каменогорских школах только за последнюю учебную четверть. Недавно Совет по педагогической этике рассматривал эпизод, когда директор учебного заведения счёл, что ученик неправильно исполняет гимн на школьной линейке. Последовал разнос на глазах у всей школы. К удивлению директора, мальчик не только не понял свою вину, но и пожаловался отцу. А отец отправился по инстанциям в поисках управы на администрацию. Оба случая роднит то, что подростки отказались подчиняться давлению взрослых.

— Девочки не соблюдали субординацию, — настаивает завуч, накричавшая на Веронику.

Впрочем, при прослушивании записи слышно, что ученица только парирует выпады педагога и требует не повышать на неё голос.

— Ты с мамой так разговаривай! — требует завуч.

— Я с мамой нормально разговариваю, потому что она со мной нормально общается, — холодно отвечает девочка.

Похоже, на усть-каменогорских школьников аргументы в стиле "Рот закрой!" больше не действуют. Ученики стремятся оставить за собой последнее слово. Такое упорство выглядит вопиющей дерзостью в глазах взрослых. Но является ли такое поведение подростков чем-то из ряда вон выходящим?

— Согласно возрастным особенностям подростков, педагоги и родители утрачивают у них свой авторитет, — поясняет руководитель социально-психологической службы Дворца творчества школьников Лилия Куземко. — Им важно занять своё место в социуме, среди сверстников, показать свою силу, превосходство. Они склонны вступать в борьбу за власть. Поэтому с ними можно только договариваться, по-другому никак не получится. Если на них нападать с криком, то они будут защищаться в агрессивной манере. Крик вообще всегда расценивается как нападение. Подросток может отвечать агрессивно, если его обидели, причинили боль, оскорбили, унизили. Кроме этого, крик может вызывать чувство страха. В том случае, если страх блокирует сознательное поведение, то подросток окажется просто в ступоре и непонимании. Действовать адекватно он не сможет. То есть криком мы никогда не добьёмся какой-то положительной реакции. Реакция будет только неадекватной. Слабый ребёнок будет молчать, сильный — дерзить и нападать.

По версии матери Вероники, из-за переживаний у девочки ухудшилось здоровье. Она стала жаловаться на плохой сон, головные боли. Школьный медик констатирует повышенное давление. Девочку направили к невропатологу. В школу она ходить не хочет. Мать считает, что Вероника до сих пор переживает конфликт с педагогом.

По мнению членов Совета по педагогической этике, обе стороны в этой ситуации продемонстрировали неумение выходить из конфликта позитивным путём. И если это нормально для подростка, который ещё не имеет достаточного опыта конструктивного выхода из подобных конфликтов, да и с гормонами своими справиться не может, то со стороны опытного учителя такое неумение выглядит странно.

— Крик не приводит к результату, потому что в этом случае коммуникация не направлена на решение проблемы, — поясняет Лилия Куземко. — При помощи крика выражается осуждение и даже наносится оскорбление. Вторая сторона нападает в ответ. И обе стороны не видят проблему, не могут адекватно оценивать свои способности и направлять их на решение проблемы. Они заняты переживанием эмоций, мозг не включается. Соответственно, в такой обстановке не может быть каких-то адекватных решений.

Обе стороны конфликта продолжают настаивать на своей правоте, поэтому в протокол заседания Совета была внесена рекомендация организовать работу по проведению независимой медиации и беседы психологами социально-психологической службы ДТШ города Усть-Каменогорска.

Оборонительный рефлекс

В последние годы учителя всё чаще жалуются на то, что им стало трудно иметь дело с родителями. При воспитании предшествующих поколений отцы и матери чаще всего принимали сторону педагогов. Учитель мог только пригрозить вызвать родителей в школу, чтобы это подействовало на подростка отрезвляюще. Совершенно иную картину мы всё чаще наблюдаем сегодня. Родители в любом конфликте однозначно принимают сторону своих детей. Даже в том случае, если последние неправы. Именно так сейчас некоторые взрослые понимают свою задачу: не воспитание, а защита. Вот и мама Вероники предпочла не в школу идти, чтобы разрешить конфликт с педагогом на месте, а обратиться в более высокую инстанцию.

Совет по педагогической этике признал, что завуч и впрямь повёла себя непрофессионально. Но с другой стороны, требования педагогов, пусть и выраженные в неподобающей манере, были в конечном итоге справедливы. Устав школы предписывает носить школьную форму. А во время исполнения Государственного гимна нельзя вести себя неуважительно. Однозначно принимая сторону ребёнка в любом споре с учителем, можно добиться того, что чадо уверится в своей непогрешимости и безнаказанности.

Члены Совета, разбиравшие конфликт, выразили мнение, что родителям не стоит сразу идти на конфронтацию и жаловаться в вышестоящие инстанции. Для начала надо трезво разобраться на месте. Хотя сделать это трудно, если кажется, что твой ребёнок несправедливо обижен.

— Родителям можно порекомендовать в любой ситуации придерживаться нейтральной позиции, — советует психолог. — Надо выслушать обе стороны, задействованные в конфликте. Услышать позицию ребёнка, его версию того, что происходило. Разговаривая с ним, надо обязательно отделять его состояние от поступка. Очень важно ребёнка поддержать, разделить с ним боль, обиду, разочарование, связанное с проживанием этой ситуации. А после того как состояние пережито, надо помочь трезво оценить ситуацию и разобраться, что можно было сделать, чтобы не доводить до конфликта. Родителю надо обязательно выяснить, что же происходило на самом деле. Ребёнок может что-то преувеличивать или неправильно понимать в связи со своими переживаниями. Только услышав аргументы противоположной стороны, можно найти адекватное решение. У нас же, к сожалению, очень часто встречаются крайности. Либо мы сразу встаём на сторону педагога и начинаем ребёнка обвинять. Либо без выяснения принимаем сторону ребёнка и слепо его защищаем. Задача взрослых — трезво всё выяснять, выстраивать нормы и договорённости и адекватно решать проблему, если она есть. Разобрать, что было не так в поведении обеих сторон, оценить последствия и вместе подумать, как же теперь эти последствия устранять.

Специалист напоминает, что в подростковом возрасте родителям всегда стоит согласовывать те действия, которые предпринимаются для защиты, с самим ребёнком. Потому что в некоторых ситуациях вмешательство взрослых может увеличить проблемы ребёнка, уронить его авторитет в глазах сверстников и даже спровоцировать травлю "маменькиного сынка". В некоторых ситуациях стоит даже позволить дочери или сыну самостоятельно принять те меры по выходу из конфликта, которые были выработаны совместно. Нельзя забывать о воспитании личности. Важно, чтобы ребёнок понимал, в чём неправы взрослые, а в чём — он сам. И учился поступать правильно.

Ирина Плотникова