Город Усть-Каменогорск Сегодня

29 марта Пятница 2024, 15:33

Женщины, которые жили и продолжают жить в селе: о своих буднях, радостях и простом житейском счастье

13:29 21 Октябрь 2020
0

Сегодня мы хотим рассказать о тех, кто живет в деревнях. О тех, кому сельская местность помогает растить детей, дает силы, энергию, оптимизм. Две наши героини — представительницы прекрасного пола. Одна из них — жительница Курчума, другая — отдаленного села Буркотово Бородулихинского района. Они обе знают всё о том, как доить коров, как наладить быт и работу на земле. Правда, о том, что 15 октября отмечается Международный день сельских женщин, они обе услышали впервые. 

Переезд не предлагать!

Арай Мяселова: Я рада, что мои дети не знают вкуса магазинного молока

Арай Мяселова 43 года живет в Курчуме. Она говорит, что городская жизнь ее совершенно не привлекает — шум, суета, плохая экология. Ей нравится в селе: свежий воздух, красота природы, натуральные продукты и постоянное движение. 

Она родилась в Курчуме. Именно тут Арай познакомилась с будущим супругом, вышла замуж, родила троих детей. И именно здесь, в сельской местности, они с мужем начали свое собственное дело.

— У нас крестьянское хозяйство, — поясняет Арай. — Раньше держали только мясных коров, а два года назад благодаря государственной программе финансирования смогли купить 42 молочные коровы. Работы и хлопот, конечно, сразу прибавилось!

Каждый день Арай просыпается в пять утра. Большое мычащее хозяйство нужно подоить. Правда, в очереди на дойку стоят не все 42 коровы. Летом большая часть поголовья — на джайляу. Зимой добрая половина стада готовится к отелу.

— Мясных коров я доила раньше вручную, а молочных теперь — только с помощью аппарата, — рассказывает Арай. — У нас в хозяйстве трудится один скотник. Он помогает нам, но и сами мы с  мужем работаем очень много. Живем сейчас здесь же, на ферме, в 25 километрах от села Курчум.

Арай гордится тем, что их дети не знают вкуса магазинного молока. У них в холодильнике — только натуральные продукты. Сметана настолько густая, что в ней ложка стоит. Масло настолько жирное, что из него легко получается пышная рассыпчатая выпечка. А молоко настолько вкусное, что городскому жителю этого просто не понять.

В семье Мяселовых молока всегда в избытке. Поэтому сметана, творог, мас­ло, а также мясо часто выставляются на продажу. 

— Мы периодически приезжаем в Усть-Каменогорск. И ни мне, ни мужу в областном центре совершенно не нравится! От городского шума у нас даже голова начинает болеть, — улыбается Арай Мяселова. — У нас в селе всё по-другому. Свобода, простор, постоянное движение и постоянная работа. В городе люди выходят на улицу, чтобы прогуляться. Мы же на улице работаем, отдыхаем, живем. А что в городе? Выбросы, плохая экология. Нет, я бы точно не согласилась уезжать из родного Курчума. 

Старшему сыну Арай и Бахытжана Мяселовых — 16 лет. В этом году он выпустился из школы и поступил в политехнический колледж. В город, однако, не переехал — получает образование дистанционно из родного села. 

Младшие дети Мяселовых учатся в гимназии. Арай говорит, что сельское образование в Курчуме ничуть не хуже городского! 

— Наши с мужем родители тоже жили в Курчуме. И мы сейчас живем здесь, никуда переезжать не планируем, — объясняет Арай. — Что выберут наши дети — город или село, покажет время. Это уже их жизнь, их выбор. Мы с мужем свой выбор сделали. И ни разу не пожалели об этом!

"Я всегда жила в деревне"

Клавдия Безверхняя: В 80 лет я читаю наизусть стихи, делаю зарядку и зимой хожу на лыжах по родному селу

Село Буркотово Бородулихинского района — это отдаленная глубинка Восточного Казахстана. Зимой сюда не попадешь: дорогу задувает так, что даже чеэсники с трудом могут пробиться. В местной школе здесь учится всего 25 учеников. Пенсионеров осталось несколько десятков. Среди них — Клавдия Безверхняя. Она живет в Буркотово последние 20 лет. Женщина одна вырастила пятерых(!) детей. Сейчас ей 80 лет: каждое утро она делает зарядку, а зимой непременно встает на лыжи.

— Я всегда жила в деревнях, — говорит Клавдия Безверхняя. — Родилась в селе Красный Яр в многодетной крестьянской семье. Нас было шестеро ребятишек. Голодное военное детство. Потом послевоенная разруха. В нашем селе школа была только до восьмого класса. Потом ходили в соседнюю деревню, а это 15 километров от дома. И пешком добиралась, и на велосипеде ездила.

После школы — работа по дому. Две коровы, хозяйство, огород. И еще младшие братья-сестры, за ними тоже нужен был присмотр, уход. В общем, за уроки удавалось сесть только поздним вечером. А в те годы электричества в их селе еще не было. Поэтому читать и писать приходилось под тусклым светом керосиновой лампы.

Несмотря на все трудности и тяжелый быт, Клавдия Безверхняя закончила школу. Поступила в Семипалатинский пединститут. Стала учительницей начальных классов. Работать ее направили в село Кондратьевка. Там Клавдия Васильевна встретила будущего мужа. У них родилось пятеро детей, двое из которых близнецы.

— Самым сильным ударом судьбы для меня стало то, что в 43 года я осталась одна. Муж умер от инфаркта, — рассказывает Клавдия Васильевна. — Нашей старшей дочери тогда было 14 лет, а самому младшему ребенку — всего шесть.

Сначала руки, конечно, опускались. Плакала по ночам. Но днем она всегда старалась быть веселой. Подбадривала детей. И этот оптимизм позволил ей выжить. Впрочем, не только он. Вырастить детей помог ежедневный труд.

— Тот, кто много работал, на селе всегда жил в достатке. У нас было три коровы, прочее хозяйство, огород, — делится женщина. — Конечно, я крутилась-вертелась как белка в колесе. Но дети всегда мне помогали. От работы никто не отлынивал. В школе они учились хорошо и самое главное — совершенно самостоятельно. Они почти никогда не просили меня помогать им с домашними заданиями. Всегда всё делали сами. И закончили школу с золотыми медалями!

Клавдия Васильевна, кстати, работу не бросила. Она педагог с 30-летним стажем. Всё успевала — и на огороде, и дома, и в школе. Как? Со смехом говорит, что выбора просто не было.

— Замуж я больше не вышла, — улыбается Клавдия Васильевна. — Да и кто бы меня взял в жены — с пятью-то ребятишками?! Но нет худа без добра: однажды я попросила оформить нам, как многодетной семье, автомобиль. И ведь нам его действительно выделили! Я получила права и стала водителем. Боже, какое это было счастье: мои дети после восьмого класса уже не ходили пешком учиться в соседнее село, я возила их на машине. Мы могли поехать в райцентр, да хоть куда по своим делам и нуждам. Я водила машину 17 лет и очень горжусь этим.

Когда их родное село стало совсем малочисленным, они перебрались в соседнее Буркотово. Здесь Клавдия Васильевна живет последние два десятка лет. То есть и тут она уже стала коренным сельским жителем. 

В этом году у женщины был юбилей — 80 лет. Приехали пятеро детей, внуки. Клавдия Васильевна встречает всех с поразительным оптимизмом. Не перестает шутить:

— В моем возрасте что плохо? Бессонница. Зато столько свободного времени для поэзии! Если я не могу уснуть — начинаю читать стихи. Потом учу их. Ну а потом удивляю родных своей феноменальной памятью! 

Впрочем, Клавдия Васильевна удивляет не только этим. В свои 80 лет пенсионерка прекрасно выглядит, следит за собой, ежедневно делает зарядку. А зимой она с удовольствием ходит на лыжах по родному селу.

Фото из семейных архивов героев публикации

Ирина Краскова