Город Усть-Каменогорск Сегодня

24 ноября Вторник 2020, 18:31
425.59 505.43 5.61 64.83

Две недели назад открылось движение по проспекту Шакарима: подводим итоги

22:10 7 Ноябрь 2020
0

Проспект Шакарима и его масштабная реконструкция уже год не сходят с уст жителей областного центра. По вопросам, так или иначе связанным с ним, проводились общественные слушания и дебаты в социальных сетях. Тему держат на кончике пера СМИ и блогеры, освещающие каждый шаг, сделанный в ходе реконструкции. Вот и корреспондент YK-news.kz попытался найти ответы на два основных вопроса: "Что изменилось?" и "Нужно ли все это было делать?".

Стратегия и тактика

Противники проекта в качестве основного приводили следующий довод: согласно генеральному плану развития Усть-Каменогорска, проспект Шакарима необходимо было реконструировать только после создания магистралей городского значения по улицам Белинского и Добролюбова.  

— Расширение Белинского и Добролюбова — это отдельный масштабный проект, — говорит главный архитектор Усть-Каменогорска Муратхан Сагатов. — Реконструкция обозначенных улиц привязана к строительству нового моста через Иртыш в створе улицы Виноградова. Именно тогда понадобятся серьезные магистрали, способные справиться с транспортным потоком, идущим через мост с левого берега. Но когда этот мост построят? Сказать сложно. Генеральный план развития Усть-Каменогорска рассчитан до 2035 года. Так что нам 15 лет ждать! Транспортный поток растет каждый день, проблему решать надо уже сегодня. Поэтому, считаю, что было принято совершенно правильное тактическое решение расширить проспект Шакарима уже в этом году. И за две недели стал вполне очевидным факт, что запуск новой магистрали в значительной степени снял нагрузку с улиц Бажова и Михаэлиса.

Не согласиться с этим сложно. Уже сейчас интенсивность движения на Шакарима на участке от Абая до Белинского составляет порядка 500 машин в час в обоих направлениях.

Кроме того, в текущий момент существует огромная необходимость разгрузки проспекта Назарбаева, где слишком интенсивное движение: в часы пик оно создает пробки и заторы. И это знакомо каждому жителю Усть-Каменогорска. Но особенно явно автомобилисты и пассажиры общественного транспорта ощутили проблему в нынешнем году, когда шли ремонтные работы на улице Бажова — единственной магистрали, дублирующей проспект Назарбаева. А что станет, если начнется давно задуманное расширение моста через Комендантку?

— Слушайте, я прекрасно понимаю недовольство отдельных граждан, что проживают рядом с магистралью. Но мы руководствуемся интересами подавляющего большинства жителей Усть-Каменогорска, — поясняет Муратхан Сагатов. — Городу нужна дорога, альтернативная проспекту Назарбаева. Это распределенные транспортные потоки, меньше пробок, чище воздух, экономия времени автомобилистов и пассажиров. И если завтра предстоит реконструкция центральных улиц, проспект Шакарима сможет справиться с изменением транспортного потока. Мы не просто думаем о будущем, мы рассчитываем его.

Тонкости регулировки

В связи с введением двухстороннего движения на обновленной улице, значительно изменилась и его организация.

Прежде всего, проспект Шакарима стал главной дорогой на всем своем протяжении. Водителям необходимо быть особенно внимательными на пересечении с улицами Белинского, Гоголя, Металлургов, именно на этих перекрестках изменились приоритеты движения.

Кроме прочего, на протяжении всего реконструированного участка вдоль трамвайных путей нанесена сплошная линия. Теперь разворот и поворот возможны только в зоне перекрестков.  На такую меру дорожные полицейские пошли, дабы исключить возможность произвольного разворота на трамвайных путях.

Но самым спорным моментом регулировки стал запрет на остановку транспортных средств на всем протяжении проспекта с четной и нечетной сторон.

— Это сделано для того, чтобы сохранить беспрепятственное двухполосное движение в обоих направлениях, — прокомментировал начальник ОДТИ ОАП УП Усть-Каменогорска Сергей Коваленко. — Какой смысл в реконструкции, если одна полоса будет занята стоящими автомобилями? В настоящее время патрульной полицией осуществляется контроль за введенным ограничением. С водителями, которые по невнимательности или по привычке останавливаются в неположенном месте, ведутся разъяснительные беседы. Те же, кто умышленно нарушает правила остановки и стоянки, уже сейчас привлекаются к административной ответственности.

Самое большое недовольство в части запрета остановки транспортных средств выразили в социальных сетях владельцы магазинов и офисов, расположенных на проспекте Шакарима. Работники данных организаций, клиенты и компании по доставке товаров всегда парковали машины на проезжей части в удобном для себя месте.

— По градостроительным нормам площадки для погрузки-разгрузки и стоянки приезжающего транспорта делаются владельцами в границах собственной территории, — пояснил ситуацию Сергей Коваленко. — Но получилось так, что владельцы офисов в свое время не позаботились об этом, сэкономили собственные средства и обустроили парковку на проезжей части. А это муниципальная территория. К тому же, паркуя автомобиль вдоль газона, водители зачастую топчут газон, нарушая правила благоустройства. Либо пересекают проезжую часть вне пешеходного перехода, чем создают угрозу совершения ДТП. И эта угроза возрастает при увеличении интенсивности движения на проспекте Шакарима.

И для людей удобно

Для того чтобы выяснить, насколько скорым и комфортным будет передвижение по обновленному проспекту, мы решили провести простой эксперимент. Проехали от перекрестка Абая — Шакарима до остановки "Мясокомбинат". В случае, когда мы двигались по маршруту Абая — Михаэлиса — Белинского — Назарбаева, на пути следования встретили шесть светофоров и потратили 12 минут. По маршруту Абая — Шакарима — Гоголя — Назарбаева установлено четыре светофора, время в пути составило семь минут. Разница существенная. И она возрастает в часы пик.

Экономия времени имеет особое значение для экстренных служб: скорой помощи, службы пожаротушения и ЧС. За этим могут стоять спасенные жизни людей. Благодаря сквозному проезду по проспекту Шакарима упрощается подъезд к домам внутри кварталов. Ранее, чтобы попасть на эти территории, нужно было "вязать петли" по Бажова или Михаэлиса. Но с открытием двухстороннего движения по проспекту Шакарима это "фигурное катание" отошло в небытие.

Ну и наконец несомненную пользу для местного населения принесет предполагаемое открытие новых маршрутов городского транспорта, которое запланировано на обновленном проспекте.

Резюмируя, можно сказать, реконструкция проспекта Шакарима — это шаг вперед в развитии транспортной схемы Усть-Каменогорска. Благоустройство проспекта продолжится. Так, в ближайшее время предполагается замена опор освещения и перетяжка контактной сети трамвайной линии. 

Безусловно, остается немало вопросов, и их надо озвучивать перед властями города. Несомненно, власти будут прислушиваться и решать проблемы. Тем более, когда данный проект находится на особом контроле акима Восточно-Казах­станской области Даниала Ахметова. 

YK-news.kz будет следить за ситуацией.

Фото Виктора Абакумова

Мира Круль