Работа школьных столовых в ВКО вызывает вопросы
С недавнего времени в деятельности школьных пунктов питания появилось много новшеств. Несколько лет назад в них была проведена модернизация, а затем все учащиеся начального звена получили возможность бесплатного питания. Но в начале текущего учебного года прогремел скандал с отравлением детей в одной из школ Мангыстау. Вопиющий факт заставил задуматься, все ли благополучно в школьных столовых нашего региона?
По данным областного управления образования, бесплатным питанием в ВКО охвачены все учащиеся 1 – 4 классов и учащиеся 5 – 11 классов из категорий социально уязвимых слоев населения. Все остальные школьники могут покупать себе горячие обеды или буфетную продукцию.
Что касается меню, то оно составляется на основе стандартов, утвержденных министром просвещения, включает в себя компоненты, необходимые для растущего организма, и исключает нездоровую еду. Ежедневное меню проверяется школьным медработником и утверждается лично директором учебного заведения.
Все работники школьных столовых ежегодно обязаны проходить строгий медицинский осмотр, включающий анализы на все виды опасных инфекций, с занесением результатов в санитарную книжку. Без допуска, зафиксированного в ней, ни один сотрудник — от шеф-повара до посудомойки — не имеет права приступить к работе.
При расчетах в школьных пунктах питания используются в основном наличные, хотя в некоторых можно расплатиться и картами банков второго уровня. Специальные карты для оплаты школьных нужд, обещанные несколько лет назад Министерством образования и науки, пока так и не стали реальностью.
В очередь!
Помещения, где располагаются пункты питания, обычно состоят из обеденного зала, кухни и буфета. В идеале по последним требованиям в комплект должна входить еще и раздаточная линия для оптимизации времени на выбор и покупку блюд и исключения очереди. И таковые появились во многих городских школах, но, допустим, в малокомплектных учебных заведениях в них нет особой нужды.
Но как оказалось, наличие раздаточной линии — не панацея от очередей. Узнали мы об этом от… домохозяек, предпочитающих делать покупки в так называемых «магазинах у дома».
— Спасу нет от ребятишек, — поделилась с корреспондентом Любовь, живущая в доме, расположенном между тремя учебными заведениями — средней школой № 37, педколледжем и интернатом имени Жамбыла. — В будние дни в магазинах не протолкнуться. Такое впечатление, что в школах не работают столовые, потому что на переменах ученики огромными толпами устремляются в ближайшие торговые точки. Или их там кормят так, что магазинная самса им деликатесом кажется?
За разъяснениями мы обратились в Управление образования ВКО, но там нас уверили, что организация процесса питания полностью под контролем.
— В начале каждого учебного года разрабатываются графики работы столовой, питания, дежурства членов администрации и педагогов, — пояснила глава ведомства Иннеса Чернышёва. — Дежурные педагоги контролируют соблюдение учащимися утвержденного графика питания, а дежурный администратор — гигиену школьного питания и организационные моменты.
В частной беседе педагог одного из упомянутых учебных заведений также добавил, что по магазинам на переменах бегают лишь те ученики, которые не желают получать готовые обеды. Всем, кто ест нормальные горячие блюда во время, определенное в графике, работники пункта питания накрывают стол. Любители перекусить на ходу плюшкой сбиваются в очередь в буфете. А вот приверженцы жареных пирожков или шаурмы, которые запрещено готовить в школьных столовых, бегут в окрестные лавочки.
И ещё раз о качестве
С 7 по 13 сентября в общеобразовательной школе № 8, расположенной в одном из сёл в Мангистауской области, было зарегистрировано групповое пищевое отравление школьников. Более 400 учащихся прошли лечение: частично — в стационаре, частично — амбулаторно. После случившегося специалисты Национального центра экспертизы провели внеплановую эпидемиологическую проверку и выявили многочисленные нарушения санитарных норм. Результаты оказались вопиющими — в блюдах, подаваемых в столовой, содержались патогены, а персонал оказался разносчиком опасных инфекций. Бактериологическое исследование выявило стафилококк у шести сотрудников, включая одного медицинского работника и индивидуального предпринимателя, и дизентерию — у посудомойки. Позже выяснилось, что некоторые работники школьного пункта питания имели фиктивные допуски в своих санитарных книжках, что побудило к расследованию местную прокуратуру.
Происшествие имело огромный резонанс в Казахстане, заставив вмешаться в ситуацию республиканские власти.
«Все дети, обратившиеся с симптомами отравления, получили медицинскую помощь, в том числе психологическую, — сообщили в пресс-службе Кабинета министров РК. — Ведётся работа по оказанию мер поддержки пострадавшим и их семьям. В регион направлены специалисты для локализации и ликвидации вспышки».
Премьер-министр РК Олжас Бектенов поручил в течение месяца проверить санитарные условия во всех школьных столовых страны, чтобы предотвратить подобные случаи.
Мы попытались уточнить сроки этой проверки на территории нашего региона в департаменте санитарно-эпидемиологического контроля ВКО, но там пока не смогли определиться с точными датами.
— Порядок проведения проверок столовых школ регламентирован Предпринимательским кодексом, — прокомментировал заместитель руководителя ДСЭК ВКО Галымбек Алин. — Внеплановой проверке подлежат конкретные факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных субъектов предпринимательства с целью устранения непосредственной угрозы здоровью. Обязательным условием является регистрация проверки в департаменте Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК по ВКО.
Также нам пояснили, что по факту регистрации группового инфекционного заболевания пищевого происхождения, связанного со школьными столовыми РК, мониторинг школ ведется межведомственной группой Управления образования ВКО. А специалистами СЭС проводятся лишь санитарно-просветительные и разъяснительные беседы.
При этом оба ведомства — ДСЭК и управление образования — в один голос утверждали, что никаких жалоб на качество школьного питания от родителей учащихся в период с 1 по 13 сентября к ним не поступало.
У семи нянек…
Согласно информации того же управления образования, контроль качества школьного питания — это прерогатива специально создаваемых в каждом учебном заведении бракеражных комиссий.
— В начале нового учебного года в каждой школе были созданы такие комиссии для мониторинга качества, — проинформировала Иннеса Чернышёва. — В их состав включены представители попечительского совета, родительского комитета, администрации школы и медработники. При этом во всех отделах образования городов и районов созданы межведомственные экспертные группы, в обязанности которых входит контроль над бракеражными комиссиями. Кроме того, с целью контроля качества питания, школы городов и районов посещают руководители отделов образования.
Казалось бы, при таком «многоступенчатом» надзоре детские желудки в полной безопасности. Но, как убеждает нас случай в Мангыстау, порой и его бывает недостаточно.
К тому же 13 сентября и в Усть-Каменогорске отлаженная система дала сбой — в столовой гимназии № 10 детей чуть не накормили кашей с червяками. На сей раз, правда, никто не отравился и не заболел, но фото тарелки с неаппетитными протеиновыми добавками попало в социальные сети, а те разнесли молву далеко за пределы региона.
— В случае недобросовестного исполнения поставщиками своих договорных обязательств по обеспечению качественным питанием, отделами образования совместно с СЭС инициируются соответствующие проверки, — пояснила Иннеса Александровна. — В отношении столовой гимназии № 10 прокуратурой города и специалистами государственного санитарно-эпидемиологического контроля проведена такая проверка. По результатам проверки будут приняты дальнейшие меры.
В заключение можно сделать неутешительные выводы. Несмотря на строгий контроль и надзор за качеством школьного питания и обслуживания в столовых, проблем в этой сфере еще немало. И в этом материале мы привлекли внимание читателей не ко всем существующим затруднениям. Возможно, ситуация начнет меняться, если вместо наращивания контролирующего аппарата станут совершенствовать методы мониторинга и тратить больше денег на разнообразие в меню. В любом случае, процесс улучшения школьного питания еще не завершен, и окончательная точка в нем будет поставлена не сегодня.